ЗЕМЛЯНЕ

1 510 подписчиков

Что стоит за феноменом "святого смеха"? Част 3.

 

Приносит ли святой смех добрые плоды?

Мы можем оценить Святой Смех (и связанные с ним феномены) в частности по плодам, которые он производит в жизнях тех, кто с ним столкнулся. Христос сказал, что доброе дерево не приносит плохих плодов, а плохое дерево не приносит добрых плодов (Мф. 7:16-20). Какой плод приносит Святой Смех?

Всякий, кто не глух к словам свидетельств сотен людей, затронутых обновлением, должен признать, что добрый плод это движение определенно приносит.

 

Измененные жизни

Есть сведения о многих положительных переменах в жизни тех, кто испытал Святой Смех. Терри Вирго из служения "New Frontiers" пишет: "В нашей церкви восстанавливались семьи, непокорные смирялись, а робкие начинали смело благовествовать. Те, кто периодически посещал церковь, стали Божиими зилотами"34. Пол и Мона Джониан утверждают, что Святой Смех - "это больше чем всплеск эмоций или харизматическая причуда. Ему сопутствовали прощение, эмоциональное исцеление, желание свидетельствовать и восстановление отношений" [35].

Рост, зрелость и покаяние

Говорят, что во многих случаях Святой Смех приводил верующих к большей духовной зрелости. Плоды в этом отношении были настолько положительными, что Джониан говорит:

"Перемены в нашем собрании убеждают нас, что и дерево и его плоды хороши и остаются надолго. Наряду с заметным количественным ростом в нашей церкви, мы видим в наших членах благочестивое отношение, улучшение здоровья, ревность к свидетельству и возрастающую любовь к Богу и друг ко другу.… Тем не менее, с момента этого излияния мы с мужем благоговейно наблюдали, как Святой Дух в считанные минуты успешно справился с тем, что мы пытались исправить в течение 13 лет.

Мы видели, как крепкие мужчины каялись, плача во весь голос. Мы видели, как "невозможные" взаимоотношения восстанавливались, а легкомысленное отношение превращалось в пламенеющую страсть" [36].

Спасение погибших

Несмотря на то, что "Виноградник" все еще воздерживается от того, чтобы называть Святой Смех пробуждением, поскольку этот феномен по-прежнему оказывает мало влияния на неверующих, души все же спасаются. Стив Лонг, пастор церкви "Виноградник" в торонтском аэропорту, пишет:

"Вы должны знать, что самое важное из происходящего в церкви "Виноградник-Аэропорт" - это измененные жизни. По нашим оценкам, в 1994 году 5000 человек доверились Христу или вновь примирились с Ним. На каждом собрании мы приглашаем людей к алтарю, чтобы они ответили на евангельский призыв. На данный момент, 10-15 человек впервые откликаются на призыв довериться Христу каждый вечер [а служения проходят шесть дней в неделю]; в некоторые вечера откликаются более 50 человек" [37].

Исцеления

В своей книге Catch the Fire Ги Шевро уделяет целую главу, под названием "Посрамление богатства", личным свидетельствам свыше десяти человек, чьи жизни затронуло обновление. Шевро описывает два значительных случая исцеления. Один произошел с девочкой, по имени Хезер Харви, страдавшей от дизлексии; другой - с девочкой, по имени Сара Лиллеман, страдавшей потерей зрения и другими расстройствами. Джим Беверли, профессор богословия и этики из богословской семинарии Онтарио, расследовал приведенные случаи. После исцеления у обеих девочек наступило резкое улучшение здоровья, но описание второго случая содержало многочисленные ошибки [38]. Назовете вы это исцелением или нет, факт остается фактом - жизни претерпели положительные перемены.

Список свидетельств продолжает удлинняться. Приходят новые и новые сообщения об исцелениях, восстановленных взаимоотношениях, ревности к благовестию и многих других хороших плодах. Майкл Грин приводит пять особенностей, характерных для результатов обновления [39]:

• ощущение огромной радости

• усилившаяся любовь ко Христу

• исцеления

• дары различения и новые силы для служения

• возвращение в церковь многих неукрепленных членов.

Многие критики возразят, что сегодняшние оценки плодов обновления основываются на фактах слишком недалекого прошлого, чтобы прийти к сколько-нибудь твердым выводам. Многие люди таким же образом внушают себе, что им стало лучше после принятия плацебо, - однако по прошествии длительного времени положительный эффект существенно снижается. Это может быть справедливо в некоторых случаях Святого Смеха - может быть даже во многих, - но в каждом ли конкретном случае?

А что насчет плохих плодов святого смеха?

Неблагопристойное поведение

Я не питаю большого уважения к тем служителям обновления, которые, честно взглянув на 14-ю главу 1-го Послания коринфянам, не желают признать, что они допускали на своих собраниях некоторый беспорядок и неблагопристойность. В большинстве случаев я видел лишь, что они "вчитывают" в текст свои собственные переживания. Каким образом наставление Павла в 1Кор. 14:40 о том, что все должно делаться "благопристойно и чинно", прилагается к их церкви? Если "духи пророческие послушны пророкам", то почему эти "пророки" по-прежнему допускают в своих собраниях неконтролируемое поведение [40]?

Чрезмерное упование на чувства и опыт, пренебрежение разумом

Джозеф Мак-Олифф пишет по поводу обновления:

"В худших своих проявлениях, эти собрания гиперэмоциональны, их богословие переменчиво, они чрезмерно субъективны, элитарны, буйны, они порождают разделения и слишком поверхностны. Я проинтервьюировал множество участников по поводу их ощущений на собраниях, и они говорили о некоем духовном или эмоциональном "облегчении", которое невозможно до конца объяснить или понять. Большинство комментариев напоминали мне о приятелях прежних времен, пытающихся описать путешествие под действием ЛСД: "Это… я не знаю… ну, ты понимаешь… это улет… круто… ну, я не знаю, мужик.… Понимаешь?"[41].

Ощущения никогда не должны быть целью посещения собраний обновления. Иисус Христос - ни ощущения, ни Святой Дух и ни что-либо другое - должен быть в центре внимания. Боб Хантер заметил, что за три месяца в проповедях торонтской церкви "Виноградник" пророчество упоминалось 372 раза, Святой Дух 383 раза, а Иисус Христос - лишь 143 раза [42].

Разделения

Несмотря на то, что мы часто слышим о воссоединении деноминаций из-за Святого Смеха, правда и то, что отдельные церкви раскалываются из-за разногласий в этом вопросе. Более того, проблема лишь усугубляется, когда проповедники Святого Смеха высмеивают своих критиков или говорят, что люди, выступающие против движения, хулят Святого Духа. Как мы уже отмечали, некоторые служители церкви "Виноградник" пророчествуют, что нас ожидает великий раскол, в котором христианам придется выбирать, на чьей они стороне - противников или сторонников нынешнего обновления.

Ненормальное поведение

Некий сердитый человек написал в журнал Charisma письмо, в котором пожаловался, что его друзья уже не те, что раньше, с тех пор, как они испытали на себе Святой Смех. Теперь "у них в глазах появился сумасшедший взгляд, и они непроизвольно дергаются" [43]. Д-р Кэролин Теннант пишет: "Автор [Теннант] лично слышала о пяти людях, которые были настолько поражены смехом, что продолжали смеяться даже по окончании церковных собраний, в самые неподходящие моменты. Одна женщина стоит на грани увольнения, поскольку ее смех мешает работать. У других не прекращаются проблемы" [44]. Психологи-христиане указывают на документально подтвержденные случаи, свидетельствующие о том, что крайнее харизматическое поведение может разрушительно сказаться на людях, которые ему подвержены [45].

Искажение писания и пренебрежение к нему

Защитники Святого Смеха часто проявляют слабость, когда речь заходит о соответствии Писанию. Писание не слишком просто перекроить так, чтобы оно поддерживало Святой Смех, а не обличало его. Я еще не слышал от участников этого движения ни одного удовлетворительного объяснения, почему указание Павла в 1Кор. 14 поклоняться благопристойно и чинно не относится к ним; обычно они просто переводят разговор на хорошие плоды движения. Конечно, многие его плоды хороши, однако хорошие плоды были и в коринфской церкви, а Павлу все равно пришлось обличать коринфян в непристойном поведении. Некоторые другие скажут, что им не совсем понятно, что Павел имел в виду под неблагопристойным поведением; но, в противоречие собственным словам, они зачастую с фанатическим упорством будут утверждать, что феномен Святого Смеха - это не тот беспорядок, о котором говорит Павел.

наверх