ЗЕМЛЯНЕ

1 509 подписчиков

Что стоит за феноменом "святого смеха"? Част 5.

 

"Cвятой смех": от Бога, от людей или от сатаны?

Что вызывает беспокойство

Прежде чем перейти к общей оценке Святого Смеха, я хотел бы вкратце рассмотреть еще несколько моментов, которые меня беспокоят. Во-первых, я считают, что характерной чертой многих собраний обновления является недостаток различения. Когда служители позволяют себе высказывания типа "не анализируй, просто прими" или "сегодня Бог собирается оскорбить наш разум", они поощряют в слушателях пренебрежение разумом и различением.

В евангелических кругах уже наблюдается такая тенденция. Антиинтеллектуализм всегда готов проявиться в атмосфере повышенного внимания к эмоциям и переживаниям. Любопытно, что пробуждения прошлого часто зарождались в высших учебных заведениях - например, в Хэйстекской молитвенной группе при Уильямс Колледже или в Уэслейском Святом Клубе при Оксфордском Университете. Анализируя историю пиетизма, методизма и Моравских Братьев, Ховард Снайдер отмечает, что в этих движениях образование также играло ключевую роль. Снайдер говорит: "Можно припомнить, что многие значительные социальные движения, как религиозные, так и политические, возникли в университетах или в студенческой среде" [57].

Многие служители Святого Смеха заверяют своих слушателей, что, когда дети Божии просят у Него хлеба, Он не даст им камень, подразумевая под этим, что, поскольку движение обновления просит у Бога благословения, Он не подбросит им сатану. В принципе, это справедливо, но мы все равно должны быть осторожны. Если Бог изначально благословил церковь, то сатана может быстро воспользоваться ситуацией и увлечь людей. Крайние проявления начинают приписывать Божией силе и считать за норму, и как только мы начинаем искать эмоций ради эмоций, значит, сатана уже воспользовался некогда подлинным действием Святого Духа. В публикациях некоторых служителей обновления есть указания о том, как подвергать необычные проявления испытанию. Я молюсь о том, чтобы эти мысли воплотились в жизнь на собраниях обновления [58].

Кроме того, движение обновления должно научиться яснее видеть разницу между позволением Богу исполнять Его волю и навязыванием Ему человеческой воли. Кэролин Теннант пишет: "Моему другу, пастору, позвонил один из помощников Родни Ховарда-Брауна. Он хотел приехать и провести несколько собраний.… Затем он сказал нечто очень любопытное: "Я могу гарантировать Вам пробуждение. Если пробуждения не будет, Вы сможете получить свои деньги назад".

Теннант замечает: "Я всегда полагала, что решения о пробуждении принимает Бог! Так как же этот человек может "гарантировать" пробуждение? Как мне кажется, это сводит на нет всевластие Бога" [59].

Обновление должно делать больший упор на покаяние и благовестие. Джордж О. Вуд, генеральный секретарь Ассамблей Бога, отмечает, что в 15-й главе Ев. от Луки, в притчах о потерянной овце, потерянной монете и блудном сыне присутствует тема радости. Когда были найдены потерянная овца, потерянная монета и блудный сын, это вызвало великую радость. Вуд пишет: "Подлинное пробуждение смеха, о котором говорил Сам Иисус, приходит в церковь, которая совершает дело благовестия, которая познала безграничное счастье при виде того, как погибающие мужчины и женщины, мальчики и девочки приходят ко Христу" [60].

Сокровища в глиняных сосудах (2 Кор. 4:7; 2 Тим. 2:20)

Так как же нам относиться к этим феноменам? В речи под названием Transposition ("Перестановка") К.С.Льюис говорит, что при переводе с языка, имеющего богатый словарный состав, на язык, словарь которого беднее, некоторые слова более бедного языка принимают несколько разных значений. В том, что касается наших эмоций и ощущений, происходит нечто подобное [61]. Слезы, к примеру, могут быть следствием разных эмоций. Иногда в них проявляется боль, иногда - печаль, страх и другие чувства. Разве не может прикосновение неисследимой Божией славы вызвать смех, слезы или другую реакцию, если мы, с нашей слабостью и ограниченностью, не можем иначе выразить свои чувства? Подобно тому, как плохой радиоприемник не может хорошо воспроизвести радиопередачу, так и люди, по своей плотской слабости, часто не способны надлежащим образом выразить прикосновение Бога. Мы носим это сокровище в глиняных сосудах (2 Кор. 4:7). Святой Смех может быть следствием попыток несовершенных людей несовершенным и не всегда верным образом ответить на истинное действие Духа.

Иногда люди реагируют слишком сильно, преувеличивая свое восприятие Божиего присутствия. Конечно же, Бог присутствует везде. Но обычно Его присутствие неощутимо. Иногда же, в особенности на богослужениях, похоронах, в молитве и одиночестве, или когда Бог захочет коснуться нашего сердца, мы ощущаем Его присутствие гораздо отчетливее. Наконец, в какие-то моменты мы можем ощутить присутствие Божие совершенно потрясающим образом (см. Отк. 1:17).

Я помню, как несколько лет назад мне довелось посетить одну крайнюю пятидесятническую общину, где на собрании разразилось настоящее сумасшествие. На всем протяжении собрания я ощущал слабое присутствие Бога, но не заметил ничего, что могло бы вызвать столь сильную реакцию. Может быть, многие приверженцы Святого Смеха действительно чувствуют Божие присутствие, но попросту слишком сильно на него реагируют? Может быть, у них уже выработались свои, привычные реакции на присутствие Святого Духа? Ощутив прикосновение Духа, Джо начинает непроизвольно смеяться, Сью - рыдать, кто-то еще падает на пол. Некоторые из подобных реакций, например неконтролируемый смех Джо, противоречат Писанию, которое говорит, что мы должны владеть собой (1 Кор. 14:32). Зато в других случаях (Сью) реакция вполне библейская.

Еще несколько последних замечаний. Во-первых, как я уже отмечал выше, я не верю, что все движение Святого Смеха порождено сатаной. Через это обновление он теряет слишком много душ и приобретает слишком много противников. Во-вторых, я также не думаю, что феномен Святого Смеха объясняется исключительно внушением. Слишком многие христиане, некогда скептически относившиеся к обновлению, сегодня участвуют в нем. Однако, в-третьих, если это движение порождено Богом, почему Он позволяет людям столь бесчинно себя вести? С другой стороны, можно ли предположить, что Бог перестанет касаться человеческих сердец лишь потому, что некоторые слишком сильно на это реагируют? Перестал ли Дух Святой действовать в коринфской церкви, когда они утратили благопристойность? Несомненно, Дух может действовать вопреки всем нашим ошибкам. И я думаю, что именно так и обстоит дело с нынешним обновлением.

 

Более того, я считаю, что поддержание порядка и благопристойности в церкви - это ответственность служителей, а не Бога; и служители обновления, по большей части, не справились с этой ответственностью. Вполне возможно, что однажды Дух Святой будет настолько огорчен беспорядком и хаосом, что Он прекратит действовать в собрании. Тогда членам собрания останется лишь подражать тем телодвижениям и странным явлениям, которые сопутствовали подлинному Божьему прикосновению. Мои выводы во многом совпадают с официальной позицией церкви "Виноградник". Это не пробуждение, а обновление. В нем присутствует не только Бог, но также и плоть и сатана. Однако, в отличие от многих прихожан "Виноградника", я полагаю, что служители обновления так и не смогли честно признаться в том, что в их церквях нет благопристойности и порядка.

 

Б. Дж. Оропеза

Источник:http://www.k-istine.ru/sects/neo50/neo50_sant_laughter.htm

 

Центр апологетических исследований, г. Санкт-Петербург

 

Картина дня

наверх