ЗЕМЛЯНЕ

1 509 подписчиков

Два пути: путь страданий и путь Торы.

Творец – это «Абсолютное добро».

Он управляет нами целенаправленно, исходя из Своего совершенства абсолютного добра, и без всякой примеси зла. И это означает, что целенаправленность Его управления обязывает нас принять на себя порядок прохождения различных состояний, связанных законом причины и следствия, пока не станем достойными получить желаемое благо, тем самым достигнув Цели нашего создания. И это будет подобно великолепному плоду в конце его созревания.

Таким образом, понятно, что результат обеспечен абсолютно всем нам. И если ты не согласен с этим, то тем самым бросаешь тень на управление Творца, говоря, что оно, якобы, недостаточно для достижения цели.

И говорили мудрецы, что Шхина у низших – великая необходимость. Поскольку управление Творца целенаправленно, то имеет своей целью привести нас в конце к слиянию с Ним, чтобы Он обитал в нас. И это называется великой необходимостью. То есть, если мы не достигнем этого, то тем самым как бы обнаружится изъян в Его управлении.

И похоже это на могущественного царя, у которого в старости родился сын. Царь очень его любил, и потому со дня рождения сына задумал царь дать ему все. И собрал для этого все мудрые и бесценные книги, которые только были в стране, и построил ему бейт-мидраш для постижения мудрости, и созвал знаменитых строителей, и выстроил ему чертоги наслаждения, и собрал всех певцов и музыкантов, чтобы обучили его музыке и искусству пения, и созвал самых искусных поваров и кондитеров, чтобы готовили ему самые вкусные блюда мира.

И вот вырос сын и возмужал. Но он оказался глуп, и нет у него тяги к знаниям. И он слеп и не видит, и не ощущает великолепия зданий. И он глух, и не слышит пения и голосов инструментов. И он болен, и не может позволить себе вкушать приготовленное ему, а питается лишь куском хлеба с отрубями. Стыд и позор!

Такая ситуация может сложиться у земного царя, но такое невозможно сказать в отношении Творца, которому естественно не присуще мошенничество. И поскольку это так, то приготовил нам два пути развития.

Один из них – это путь страданий. Он представляет собой порядок саморазвития творения, который вычеканен в нем, и обязывает творение следовать ему, переходя от одного состояния к другому, связанному с предыдущим зависимостью причины и следствия. Так мы очень медленно развиваемся до осознания необходимости выбора добра, отрицания зла и достижения целенаправленной связи, желательной Творцу. Этот путь, однако, долог по времени и полон страданий и боли.

Но наряду с этим, приготовил нам легкий и приятный путь Торы и заповедей, способный сделать нас достойными нашего предназначения за короткое время и без страданий.

И из этого следует, что наша конечная цель – очищение для слияния с Творцом, чтобы Он обитал в нас. И эта цель обязательна, и нет никакой возможности уклониться от нее. Ибо Высшая сила твердо управляет нами двумя способами, представляющими собой, как было выяснено, путь страданий и путь Торы.

Однако в окружающей нас действительности мы видим, что Его управление нами осуществляется по двум путям одновременно. И они были названы мудрецами «путь Земли» и «путь Торы».

Суть религии – развить в нас чувство осознания зла

И вот слова мудрецов: «Какая разница Творцу, как убивают приносимое в жертву животное: с затылка или взрезав горло?»

Ведь заповеди даны не для чего другого, как очистить ими создания.

Что такое «очищение», было хорошо разъяснено в статье «Дарование Торы». И посмотри, что написано там. Здесь же я поясню, что представляет собой суть этого развития, достигаемого занятиями Торой и заповедями. То есть, что мы достигаем занятиями Торой и исполнением заповедей?

И знай, что это – осознание зла, находящегося в нас. А исполнение заповедей способно медленно и постепенно сделать исполняющего их более утонченным и возвышенным. Истинная же величина уровня утонченности заключается в степени осознания зла в нас, ведь в природе человека отталкивать все плохое из своего окружения. И так поступает каждое создание, а все отличие между ними заключается лишь в осознании зла.

Более развитое создание осознает большую степень зла в себе, и потому различает и отталкивает от себя зло в большей степени. А неразвитое создание ощущает в себе малую степень зла, и потому отталкивает от себя только небольшую степень зла, оставляя в себе всю грязь, так как совсем не ощущает этой грязи.

И чтобы не утомлять читателя, поясним – что составляет основу добра и зла, как об этом говорилось в статье «Дарование Торы». Основа всего зла – не что иное, как любовь к самому себе, называемая эгоизмом. Естество его противоположно Творцу, в котором нет желания получать для себя, и Он – не что иное, как желание отдавать. И суть наслаждения заключается в степени подобия свойствам Творца, а суть страданий и нетерпения – в различии с Его свойствами. И в соответствии с этим, отвратителен нам эгоизм и причиняет боль осознание отличия от свойств Творца.

Однако это ощущение отвратительности эгоизма неодинаково в каждой душе и имеет различную степень.

Дикий, неразвитый человек совсем не считает эгоизм плохим качеством, и поэтому открыто пользуется им без всякого стыда. Он беззастенчиво грабит и убивает всякого, находящегося в пределах досягаемости.

Чуть более развитый уже ощущает некоторую степень своего эгоизма как зло и стесняется публично им пользоваться – грабить и убивать души там, где это могут увидеть, но втайне продолжает заниматься этим все время.

Еще более развитый ощущает эгоизм действительно как мерзость так, что не может терпеть его в себе и отталкивает, и совершенно изгоняет его, в соответствии со своей степенью осознания так, что больше не захочет и не сможет получать удовольствие за счет других.

И тогда начинают пробуждаться в нем искры любви к ближнему, называемые альтруизмом, который является основой добра. И это тоже развивается в нем поступенчато. Вначале развивается в нем чувство любви к семье и близким и желание заботиться о них, как сказано: «не избежать плоти своей». А когда еще больше развивается – растет в нем степень отдачи всем, кто окружает его – жителям его города, своему народу. Так это растет до тех пор, пока не разовьется в нем любовь ко всему человечеству.

Развитие осознанное и развитие неосознанное

И знай, что две силы толкают нас и побуждают подниматься, взбираясь по ступеням указанной лестницы, пока не достигнем ее вершины на небе – конечной цели – равенства наших свойств с Творцом.

И разница между этими двумя силами в том, что одна толкает нас «без осознания нами», то есть без нашего выбора. Эта сила толкает нас сзади, и мы назвали это путем страданий или путем земли.

Отсюда берет свое начало философия системы «Мусар», которая называется этикой. Она основывается на опытном познании, то есть на проверке с помощью практического разума. И вся суть этой системы представляет собой не что иное, как итоговые выводы из вреда, нанесенного проросшими зернами эгоизма.

И эти опытные данные попали к нам случайным образом, то есть не в результате нашего осознания и по нашему выбору. Тем не менее, они достаточно убедительно служат своей цели, так как степень зла, проявляющегося и увеличивающегося в наших ощущениях в той мере, в которой мы осознаем его вред, заставляет нас избегать его, и тем самым мы достигаем более высокой ступени лестницы.

Вторая сила толкает нас в силу нашего осознания, то есть мы сами выбираем эту силу. Эта сила притягивает нас спереди, и мы назвали это «путь Торы и заповедей».

Исполнение заповедей и работа с намерением доставить наслаждение Творцу с огромной скоростью развивают в нас это ощущение осознания зла, как это описано в статье «Дарование Торы». И мы выигрываем дважды.

Первое – мы не должны ждать, пока жизненный опыт начнет толкать нас сзади, ведь каждый толчок означает боль и разрушения, причиняемые нам обнаружением зла в нас.

В то время как работа на Творца развивает в нас то же осознание зла, но без предварительных страданий и разрушений. Напротив, в приятности и неге, которые мы ощущаем во время чистой работы на Творца – чтобы насладить Его. В нас развивается релятивное отношение, позволяющее осознать низменность этих искр любви к самому себе, осознать, насколько их наличие на нашем пути мешает ощутить вкус наслаждения от отдачи Творцу. Ведь поэтапное раскрытие ощущения зла развивается в нас на фоне ощущения наслаждения и полного покоя, то есть получения блага во время работы на Творца. И это ощущение приятности и наслаждения возникает в нас из-за равенства Творцу.

И второе – мы выигрываем время, так как оно работает согласно нашему осознанию, и в наших силах сделать больше и ускорить время, как сами того пожелаем.

Религия – не для пользы творений, а для пользы исповедующего ее

Многие по ошибке отождествляют нашу святую Тору с системой «Мусар». Однако это происходит оттого, что в свое время они не попробовали вкус подлинной религии. И я призываю их: «Вкусите и увидите, что благ Творец». По правде сказать, и этика, и религия направлены на одно – воодушевить человека подняться из грязи ограниченной любви к самому себе на вдохновенную вершину любви к ближнему. И вместе с тем, далеки они друг от друга, как далек замысел Творца от мыслей творений. Так религия происходит из замысла Творца, а система «Мусар» является плодом мыслей плоти и крови и их жизненного опыта. И разница между ними очевидна, как в используемых средствах, так и в конечной цели.

Ведь осознание добра и зла, развивающееся в нас при пользовании системой этики, вырабатывает, как известно, релятивное отношение к успеху общества. Тогда как использование религии в нашем осознании добра и зла ведет к релятивному отношению только лишь к Творцу, то есть от различия с Творцом до отождествления с Его свойствами, что называется «слияние», как сказано об этом в статье «Дарование Торы». И степень отдаленности одного от другого определяется различием целей.

Цель этики – счастье общества, как его понимает практический разум, опирающийся на жизненный опыт. И, в конце концов, цель не обещает пытающемуся ее достичь никакой выгоды сверх рамок, ограниченных природой.

А если так, то эта цель не выходит за пределы досягаемости критики, так как кто может раз и навсегда доказать индивидууму справедливость меры имеющегося у него блага, чтобы заставить его отказаться от какой-то части полагающегося ему по его разумению в пользу общества?

В отличие от этого, религиозная цель обещает стремящемуся к ней счастье для самого человека. Ведь как мы уже знаем, человек, постигший любовь к ближнему, по закону равенства свойств находится в слиянии с Творцом и вместе с Ним выходит из своего узкого мира, полного страданий и камней преткновения, в широкий и вечный мир отдачи Творцу и творениям.

Еще одним известным и очень бросающимся в глаза отличием, говорящим в пользу Торы, является то, что система этики руководствуется принципом приобретения благорасположения людей, что похоже на аренду, деньги за которую возвращают в конце. И привычка человека к такой работе не дает подняться даже по ступеням «Мусар», так как он привык к работе, хорошо оплачиваемой окружением, которое платит за его добрые дела.

В то время как занимающийся Торой и заповедями ради наслаждения Творца, без получения какого-либо вознаграждения, действительно взбирается по уровням морали, как это и требуется, ведь он не получает никакой оплаты на своем пути, по крупицам собирая необходимое для оплаты великого счета за приобретение другой природы – отдачи ближнему, без всякого получения для себя, кроме как для поддержания собственного существования.

Только так мы действительно освободимся от всех запретов природы. Ведь когда человеку отвратительно любое получение для себя, и душа его свободна от всех лишних и мелких удовольствий тела, и не стремится получить уважение, или что-нибудь подобное, то он свободно обитает в мире Творца. И гарантировано, что ему никогда не будут грозить здесь никакие неприятности, и не будет причинен никакой ущерб, ведь весь вред, ощущаемый человеком, приходит к нему лишь тогда, когда он получает для себя, что отчеканено в нем. И надо хорошенько это понять.

Таким образом, очевидно, что религия служит человеку, исповедующему ее, а не созданиям и их пользе. Хотя все его дела и вращаются вокруг пользы творений, которую он предполагает принести своими действиями – но это лишь средство достижения возвышенной цели, которой является тождественность Творцу. И понятно также, что цель религии достигается в этом мире – как сказано: «при этой его жизни».

 

http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/31381?/rus/c...

Картина дня

наверх