ЗЕМЛЯНЕ

1 509 подписчиков

Будущее единства религии и науки. Часть3.

 

3. Перспективы объединения. Вот тут мы и подходим к проблеме о перспективах объединения Религии и Науки, т.е. к проблеме практического достижения Единого Знания о Едином Мире. Главная трудность этой проблемы состоит в том, захотят ли люди, обладатели фрагментов конкретных знаний, активно участвовать в общем деле — в достижении Единого Знания? История наук и религий показывает, что на такое добровольное объединение люди, как правило, оказываются неспособными — обладатели определенных ограниченных идей не в состоянии добровольно стать сторонниками новой, чужой для них объединительной идеи. Ведь именно об этом говорил Иисус Христос в известной притче о брачном пире. В этой притче пир — это символ радости, удовольствия и удовлетворения людей. Эти чувства человек испытывает только в процессе познания, при получении новых знаний о неведомом доселе. Все человеческие радости и удовольствия временны (преходящи), зависят от возраста, обстоятельств и условий жизни. И только радость познания сопровождает каждого человека всю его жизнь. Эта высшая радость обусловлена потребностью людей познавать мир, она отражает главное назначение человечества в космосе. Познание мира является фактически космической обязанностью людей, отсюда и устойчивость радостного чувства, испытываемого ими при узнавании нового — в процессе познания люди достигают единения с миром, восстанавливают свою оторванность от него, начавшуюся с первородного греха. Именно эти высшие чувства {радость узнавания нового) звали людей во все времена в неведомые дали и земли, давали силы на беспримерные по мужеству первые кругосветные путешествия по безбрежным океанам, на полеты в космос.

Вот Христос и приглашал своих сограждан в новое неведомое: к участию в создании справедливого гармоничного общества на основе нового понимания Им Мира и Бога. Это общество должно было сменить старое общество, полное незнания, несправедливости и разобщенности между людьми, их оторванности от Единого Бога и Мира. Первыми от участия в таком "пире", как известно, отказались наиболее знатные представители общества, его элита, и это вполне естественно: зачем им менять общественный строй, в котором они, ослепленные и упоенные блеском богатства и власти (старыми идеями), считали себя хорошо устроенными, фактически не понимая ни истинного назначения Человека, ни своих высших интересов (радостей). От познания мира (главного общего дела) людей отвлекает порабощенность своими текущими материальными заботами (ограниченными идеями). Отсюда, очевидно, и следует библейский вывод: "ибо много званных, но мало избранных". В этом же, надо полагать, и разгадка другого библейского стиха: "блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" — только свободные от ограниченных идей-догм способны увидеть Единый мир, его высшую Идею (Царство Небесное или Единый Набор Образов).

К высокому, прекрасному стремиться
Житейские дела мешают нам,
И если благ земных нам удалось добиться,
То блага высшие относим мы к мечтам. (Фауст).

Таким образом, проблема объединения религии и науки в наше время настоятельно требует своего решения. Это значит, что Великий Синтез не только возможен, но и стал уже жизненной необходимостью. Формы объединения также принципиально ясны — это построение Единой Картины Мира теми же методами, какими добывались и добываются знания всеми конкретными науками, т.е. через формулировку исходных постулатов. Первые шаги в этом направлении, как нам кажется, уже сделаны. А вот перспективы практического решения обсуждаемой проблемы (объединения всех религий и наук) пока что остаются довольно неясными. И в первую очередь не видно той общественной силы, которая взвалит на свои плечи эту проблему, воспримет ее как свою собственную и жизненно всем необходимую. Повторяем, практически все ныне существующие общественные силы (институты, партии и движения) не проявляют интереса к проблеме Единого Знания, так как все они являются носителями различных частных идей, поработивших почти всех людей стремлением к власти и материальному богатству в пределах своих "мирков".

По существу в решении проблемы Единого Знания больше всех заинтересовано молодое поколение, основу которого, очевидно, составляет современное студенчество. Развитие мирового молодежного движения способно сформировать общественную силу для решения проблемы Единого Знания. Второй общественной силой, обладающей объединительным потенциалом, являются Международные организации, ООН. Сам факт их возникновения в наше время свидетельствует о необходимости объединения народов, государств и религий. А подлинное объединение возможно как раз на основе Единого Знания, общечеловеческой Идеи. И мировое сообщество просто обязано обеспечить условия для завершения исторического процесса познания — в достижении Единого Знания состоит исполнение главного долга человечества перед Космосом и одновременно высший интерес всего человечества, каждого конкретного человека: в Едином Знании заключена возможность (механизм) обретения людьми вечности, победы жизни над смертью. В нем же и реальный путь выхода мирового сообщества из кризисного состояния, и основа для реформирования современной науки и системы образования на всех его социальных уровнях.

Во всех развитых странах существуют Академии Наук и Духовные Академии, ставшие в наше время символами разделенности и утилитарности человеческих знаний. Пришло время создания Международной Академии Единого Знания, призванной показать человечеству его истинное космическое назначение. Инициатором ее создания, очевидно, обязана выступить ООН. Академия Единого Знания должна стать Центром объединения не только всех человеческих знаний, но и всех людей в Единое Мировое Сообщество, свободное от международных (межрелигиозных) конфликтов и войн, от экстремизма и терроризма. Она призвана стать идеологическим основанием всего мирового сообщества, всех международных организаций, включая ООН.

Осознание человечеством настоящего общего дела космического масштаба способно осуществить прорыв в решении и других социальных проблем, волнующих ныне все народы и государства: алкоголизм, наркомания, преступность и детская беспризорность при живых родителях. Человечество должно также сменить парадигму своих отношений с Природой — от ее многовекового покорения и истребления оно должно, наконец, перейти к единству с Природой, бережному отношению к уже основательно истощенным ресурсам планеты Земля с тем, чтобы обеспечить успешное завершение общечеловеческого дела. Человечество должно стремиться не к выживанию на планете Земля, а к исполнению своего долга, открывающему всем путь в вечность. И все это, подчеркнем еще раз в заключение, возможно лишь при условии настоящего объединения Религии, Науки и Искусства в действительно Единое Знание о Едином Мире.


Александр Ромашов - заведующий Лабораторией физической тектоники Института динамики геосфер РАН, доктор технических наук.

Картина дня

наверх