ЗЕМЛЯНЕ

1 509 подписчиков

СУФИЗМ - ЭТО.....

"Суфизм это не доктрина, а мастерство, метод внутреннего преобразования, алхимический способ превращения низшего в высшее, неблагородного металла в золото. Он не верит в разговоры о Боге. Он скорее верит в создание Бога. Он не верит в грандиозную философскую аргументацию - все это мусор. Он делает акцент на разрушении человеческой механистичности, на деавтоматизации человека, высвобождении в нем осознанности"
Бхагаван Шри Раджниш (ОШО)

СУФИЙ - КТО ЭТО?..

Людей, громогласно заявляющих о том, что учение суфиев приводит их в полное недоумение, настолько много, что не остается ничего иного, как признать, что они сами хотят пребывать в недоумении. Другие, по причинам более явным, упрощают все до такой степени, что их "суфизм" есть не что иное, как культ любви или медитаций, или чего-то еще, точно так же вырванного из общей системы.

Но те, кто обладает толикой непредвзятого интереса, обозревая все разнообразие суфийской деятельности, могут усмотреть общую отличительную особенность, которую просто невозможно не заметить.

Суфийские мудрецы, школы, писатели, учения, юмор, мистицизм, формулировки - все это связано с социальной и психологической уместностью определенных человеческих представлений.
Будучи человеком "вневременным" и "внепространственным", суфий прилагает свой опыт в пределах той культуры, страны, природных условий, в которых он живет.

Изучение суфийской деятельности только в былых культурах представляет собой ценность лишь для тех, кто трудится на узком поприще схоластической науки. Ограничить описание суфийской деятельности рамками чисто религиозного, литературного или философского течения - значит изобразить путь суфиев очень поверхностно, таким, каким он видится непосвященному.

ЧЬИМИ ИДЕЯМИ ТЫ ЖИВЕШЬ?..

Аль-Газали, философ и суфий двенадцатого века, в своей "Книге Знаний" приводит следующую строку Аль-Мутанаби: "Больному человеку сладкая вода кажется горькой на вкус".
Это могло бы послужить отличным девизом самому Газали. За восемьсот лет до Павлова он выделил и закрепил в сознании современников (часто в прелестных притчах, иногда в поразительно "современных" выражениях) проблему обусловленности.

Несмотря на открытия Павлова и десятки книг и отчетов о клинических исследованиях в области человеческого поведения, появившихся за последние годы, рядовые исследователи явлений, связанных с психикой, по-прежнему не подозревают о гипнотической силе навязанных идей.
Одной из наиболее поразительных особенностей современного человека является то, что, несмотря на изобилие научных доказательств, он чрезвычайно трудно усваивает ту истину, что его убеждения далеко не всегда связаны с его умственным развитием, культурным уровнем или его системой ценностей. Так что, почти сам того не осознавая, он предрасположен к навязыванию идей.

В тоталитарном обществе навязывание идей считается явлением весьма желательным - разумеется, если насаждаются идеи данного общества. В обществах же иного типа о существовании этого явления едва ли подозревают. Но именно это и делает почти каждого человека уязвимым с этой стороны.

Труд Газали не только предвосхищает, но даже превосходит нынешние знания в этой области. В вопросе о том, представляет ли навязывание идей (открытое или негласное) явление желательное, или наоборот, а также неизбежно оно или нет, мнения нынешних специалистов расходятся.

Газали не только указывает на то, что идея, которую люди называют своим убеждением или верованием, может фактически оказаться навязанной, он недвусмысленно заявляет, в соответствии с принципами суфизма, что такое состояние не является неизбежным, и настаивает, что люди обязаны уметь его распознавать.

Книги Газали сжигались средиземноморскими фанатиками повсюду, от Испании до Сирии. В наше время их больше не предают пламени костра, но их влияние - за исключением, возможно, круга суфиев - уменьшилось; они мало изучаются.

Газали считал, что очень легко потерять способность различать убеждения и знания. Когда такое случается, на тех, кто знает эту разницу, ложится обязанность разъяснить ее, насколько это в их силах.

Научные, психологические открытия Газали, хотя широко используются самыми разными учеными мужами, не получили должного признания, вследствие его особого упора на то, что в основе их не лежат никакие научные или логические методы. Он приобрел все свои знания благодаря суфийскому воспитанию, принадлежности к суфиям и путем непосредственного восприятия истины, не имеющего ничего общего с механическим умствованием. Это, конечно же, сразу выводит его из разряда, так называемых, ученых. Забавно, однако, что его открытия столь поразительны, что, кажется, в глубине души ученые не прочь бы узнать, каким образом он пришел к ним.

"Мистицизм", получивший репутацию чего-то непристойного, подобен собаке из пословицы: если его нельзя повесить, то можно, по крайней мере, игнорировать. Явный метод схоластической психологии: примите открытия человека, если невозможно отрицать их, но игнорируйте его метод, если он не соответствует вашим представлениям о методах.
Если бы Газали достиг лишь незначительных успехов, он бы вошел в историю как рядовой мистик и как очередное доказательство, что мистицизм, в аспекте образовательном и социальном, непродуктивен.

Влияние Газали на западную мысль во всех ее сферах, по общему признанию, огромно. Но само это влияние являет собой действие закона обусловленности: философы средневекового христианского мира, принявшие многие его идеи, делали это крайне выборочно, совершенно игнорируя те положения, которые угрожали их собственной деятельности по навязыванию определенных идей окружающему обществу.

Комплекс идей Газали был направлен на то, чтобы донести до круга людей более широкого, чем сравнительно небольшой круг суфиев, конкретное различие между верованием и насажденной идеей. Он подчеркивал роль воспитания в укоренении религиозных убеждений и советовал своим читателям изучать механизм этого процесса. Он настаивал на признании того, что образованные и ученые мужи могут быть и часто являются глупцами и могут оказаться фанатиками и одержимыми. Он заявлял, что помимо таких вещей, как обладание информацией и способность ее воспроизводить, существует еще и знание, которое оказывается более высокой формой человеческой мысли.

Привычку путать убеждение со знанием, привычку, с которой в наше время приходится сталкиваться повседневно, Газали считает эпидемическим заболеванием.

Говоря все это с обилием примеров и в духе откровенной непочтительности к "научному подходу", Газали выступал не просто в роли обычного диагностика. Сам он приобрел свои знания чисто суфийским путем и понимал, что высшее понимание, являясь, по существу, достоянием суфиев, доступно лишь людям, способным различать и избегать явления, которые он анализировал.

Газали написал и опубликовал множество книг. Его вклад в сокровищницу человеческой мысли и жизненность его идей спустя сотни лет неоспоримы. Постараемся отчасти восполнить упущение наших предшественников и посмотрим, что он говорит о методе. Каков был Путь аль-Газали? Что должен делать человек, чтобы стать подобным ему, - тому, кто, по общему признанию, был одним из мировых гигантов философии и психологии?...

СУФИЙСКИЙ ВЗГЛЯД

Этапы роста организма - как стать больным
...Восточная медицина часто объясняет, что к моменту окончания первого этапа взросления, в возрасте 28 лет, формируется ряд болезней. Это изменения в печени, сложности с функционированием желчного пузыря и сердечнососудистой системы.

С 28 и до 45 лет могут возникнуть проблемы с пищеварительной системой (селезенкой, поджелудочной железой и желудком). В жизни мы часто наблюдаем, что в этот период проявляется склонность к увеличению веса и, если не соблюдается здоровый образ жизни, человек полнеет.

С 45 до 56 лет - появляется склонность к уменьшению веса, и это время хорошо использовать для того, чтобы привести свой вес в норму. Отсутствие информации об этом и следование привычному образу жизни приводит к тому, что человек продолжает набирать вес, особенно это касается женщин. В этот период снижается подвижность. Это приводит к возбуждению психо-эмоционального состояния и в результате повышается давления и падает настроение. Период считается опасным и тем, что многие приближают к себе старение. Могут возникнуть продолжительные периоды печали, депрессии, могут появиться проблемы с дыхательной системой.

С 56 до 63 лет люди часто страдают сердечными болезнями.

Четыре этапа роста отражаются на нашем теле. Тело может во время своего развития претерпевать многие изменения. По своей природе человек болеть совсем не должен, но в результате несоблюдения некоторых элементарных правил, организм заболевает.

Болезни способствует то, что люди не привыкли обращать внимание на сигналы своего организма. Приобретенные многолетние привычки идти на поводу своего Эго усиливают зависимость от него. Человеческое мышление становиться рефлекторным. Усиливаются проявления животных качеств: нетерпение, жадность, агрессивность. Вместе с этим появляются беспокойства и разного толка, страхи...

По логике все это должно указывать человеку на то, что пришло время проявить свою волю, обуздать себя. Но, в большинстве своем этого не случается, как из-за рефлексивности мышления, так и из-за того, что социум активно развивает и эксплуатирует эти качества и механизмы ума...

Знание - возможность управлять окружающим миром
Человек пошел к врачу с жалобой на то, что его жена не может иметь детей. Врач осмотрел женщину, измерил пульс и сказал:

- Я не могу лечить тебя от бесплодия, так как вижу, что ты все равно умрешь в течение сорока дней.

Услышав это, женщина настолько расстроилась, что кусок не шел ей в горло.
Но в указанное время она не умерла.

Муж вновь явился к врачу, который сказал:

- Да, я предвидел это. Теперь она может родить.

Муж хотел узнать, как это случилось.

Врач сказал:

- Твоя жена была слишком толста, и это препятствовало оплодотворению. Я знал, что удержать ее от неумеренного приема пищи может только страх смерти. Зато теперь она здорова.
Знание - крайне опасное оружие.

Картина дня

наверх