ЗЕМЛЯНЕ

1 509 подписчиков

Вопросы Раввину. Соблюдение заповеди или вера в Творца? Что такое Каббала?

Вопрос:
 

Что важнее соблюдать все  заповеди, или просто верить в Творца и не соблюдать внешних атрибутов? Второй вопрос, что такое Каббала?


Отвечает рав Элиягу Эссас:

Подобные вопросы мне задают очень часто. Думаю, такое представление о вере и заповедях - отчасти следствие воспитания в среде русско-христианской культуры. Большое значение в ней имеет мысль-призыв: «Уверуй (в основателя христианства) и - спасешься!». Отсюда и пренебрежение поведением человека.

Кроме того, в любом варианте христианской культуры (в том числе - в русском) постоянно присутствует подсознательный комплекс неполноценности в сравнении с еврейским народом. Ведь это у нашего народа - особые отношения с Творцом. И этой идеей пронизана вся Библия. Ведь это наш народ стал единственным народом, который не побоялся кнута и не польстился на пряник миссионеров. Отдельные евреи могли совершить трагический, ужасный поступок - перейти в другую веру. Но не было такого, чтобы это сделала целая группа евреев.

Комбинация осознания нашей «непонятной» устойчивости и комплекс неполноценности перед нами провоцирует поиск причин для презрения и ненависти (так уж устроена, как известно, человеческая психика).

Одна из найденных причин - якобы «буквоедство» евреев, «мелочность», которую они проявляют, проводя «обряды», вместо того, чтобы стремиться к «великой» духовности.

Каждый, кто хоть немного знает о жизни наших Учителей - Моше, Шломо, раби Акивы, Рамбама, Маѓараля и т.д. - понимает, что слова «вместо стремления к духовности» звучат, по меньшей мере, глупо.

Но это пока - еще не ответ на Ваш вопрос. Это - лишь подготовка к затеянному Вами разговору.

Перейдем к сути дела.

1. Соблюдение заповеди - не «мелочность в обрядах». Речь идет о соблюдении заповедей Торы, которые передают суть того, что хочет Творец от каждого еврея. И выполнять надо не «600 с гаком», а - столько, сколько заповедей записано в Торе и реально сегодня выполнять. К примеру, невыполнимы сегодня законы, относящиеся к Храму. Но нам вменяется в обязанность изучать их, и это засчитывает в духовном мире выполнением.

2. Нет никакого противоречия между стремлением к соблюдению законов Торы и углублением веры в Творца. И если еврей, веря в Творца, не соблюдает заповеди, он не живет еврейской жизнью и не реализует свое предназначение, ради осуществления которого его душа пришла в этот мир.

А теперь перейдем ко второму Вашему вопросу - о Каббале.

Моше Рабейну получил всю Тору от Всевышнего. Как Письменную, так и Устную.

В Устной Торе есть огромный подраздел, который посвящен процессу Творения мира и устройству духовных миров (на иврите - маасе берешит и маасе меркава). Этот подраздел и называется Каббалой.

Наш материальный мир состоит из элементов - атомов, объектов, людей и т.п. В какой-то степени его можно изучить и проанализировать.

Духовный мир (если говорить обычным человеческим языком) очень близок к Творцу, о чем мы можем говорить, разумеется, очень условно, близок - к Единому. Углубленное, серьезное изучение, постижение духовных миров поднимает человека к высокому уровню осознания Единства мира.

И это таит в себе опасность: постепенно стираются границы между добром и злом, правым и левым, низом и верхом... И в самом деле. Ведь мир - Един.

Поэтому упомянутый подраздел Устной Торы надо изучить только с учителем. И только - индивидуально. Об этом прямо сказано в трактате Талмуда Хагига (лист 11):маасе берешит можно преподавать двум ученикам (если уровень их подготовки высок) или одному (если знания ученика - не выше общего уровня). Маасе меркава в любом случае разрешается преподавать только одному ученику (строго индивидуально).

Поэтому учение и называется - Каббала, что в переводе с иврита означает - передача и получение. Учитель передает, ученик (один) - получает.

Такой порядок изучения Каббалы существовал всегда и существует сейчас. Великий, если не сказать - величайший, каббалист - раби Акива разрешил своему ученику, раби Шимону бар Йохаю записать некоторые моменты учения в виде книги Зоѓар. Однако с появлением этой книги, равно как и других книг, которые были написаны позднее, положение не изменилось. Изучать каббалу по-прежнему можно лишь в том случае, если учитель достиг такого уровня знаний, что может их передать, а ученик способен их воспринять. Ведь все подлинно каббалистические книги сознательно написаны полу зашифрованным текстом.

Минимальный уровень ученика - многолетнее серьезное изучение Торы, стремление соблюдать все заповеди Торы, уважение к Учителям, реально проявленная любовь к еврейскому народу и к Всевышнему.

Впрочем, знакомство с отдельными понятиями каббалы (я не имею в виду занятия каббалой) могут быть полезны всем.

Когда приходится говорить о том, что знакомство с понятиями каббалы и ее постижение - не одно и то же, я, признаться, всегда испытываю ощущение неловкости. Получается, что я будто бы стараюсь «закрыть» возможности постижения каббалы тем, кто хочет получить знания.

Но это не так. Мне просто больно видеть, как люди обманывают себя (или других), а результат может оказаться не безобидным.

Стремление постигать принципы устройства мира - понятно. И в принципе это постижение доступно каждому. На своем уровне. И каждый способен свой уровень повышать. Тора об этом говорит: «Учи и учи ее (Тору)» (Мишна, Пиркей Авот, гл. 5).

Нет каббалистов, которые отвергали бы Тору. Это в принципе — нонсенс, полная бессмыслица.

Тора — это Мудрость Творца, которую Он передал еврейскому народу двумя путями: «вложив» ее в души евреев, стоявших у горы Синай, и через Моше Рабейну, который записал Письменную Тору и получил всю Устную Тору.

Часть Устной Торы содержит в себе некие чрезвычайно сложные понятия, как в духовном, так и в интеллектуальном смысле. Осознать их способен лишь хорошо подготовленный ученик. Эти понятия, выводы из них и составляют каббалу.

Выражение «хорошо подготовленный ученик» подразумевает, что этот человек глубоко изучил Письменную и Устную Тору (открытую ее часть), стремится соблюдать все законы Торы и испытывает чувство трепета перед Небом. Как правило, это люди — старше 40 лет.

Из этих правил могут быть (и были в действительности) исключения. Но в любом случае, ученик получает знания от Учителя и, естественно, из книг. Но не в переводах, а в оригинале — только так человек получает мудрость непосредственно от автора книги, ибо перевод — уже, своего рода, комментарий.

Все сказанное наглядно демонстрирует, что образ каббалиста, «отвергающего Тору» — лишь плод больного воображения.

Впрочем, встречаются люди, которые выдают себя за каббалистов, но на самом деле таковыми не являются. Про них, как говорят, «закон не писан», и речь о них мы не ведем.

Теперь вернемся к иешивам. В них учится молодежь. И каббала остается за рамками их учебной программы. Ее изучают другими способами и в других местах.

Что касается последней части Вашего вопроса — где изучают вместе Тору и каббалу? Ответ прост: тот, кто изучает каббалу, одновременно постигает и Тору. Надеюсь, это ясно из того, о чем мы только что говорили.

Хочу объяснить еще одну важную вещь. Нередко, к сожалению, за изучение каббалы выдают ознакомительные занятия, на которых люди из «вторых» и «третьих рук» получают объяснения отдельных понятий каббалы.

Почему существует такое? Потому, прежде всего, что тайное — всегда привлекательно.

У меня нет претензий к человеку, который загорелся желанием «проникнуть» в подобные тайны. Претензии к тем, кто такие уроки ведет. Эти «преподаватели» вводят людей в заблуждение.

Впрочем, скорее всего, к ним тоже не стоит «придираться». И они — жертвы фальсификации, подхватившие факел из чьих-то рук.

Уточню. Запрета на разъяснение понятий каббалы, о которых писали наши Учителя в комментариях к Торе (Пятикнижию) и другим книгам, нет. Однако не будем называть поверхностное знакомство «изучением». Широкой публике объясняют, к примеру, что такое интеграл или, скажем, теория вероятности. Но ведь при этом не говорят, что массовая аудитория занимается математикой. То же самое — и с каббалой…


Автор текста Элиягу Эссас

http://www.evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q111.htm

Картина дня

наверх