ЗЕМЛЯНЕ

1 509 подписчиков

О душе человека. 2 ( 2 часть )

 2. Ментальное тело (2часть)

 

Святые отцы учили о двух основных совершенно разных видах молитвы: умная молитва и молитва Иисусова. «Умная молитва» связана с остановкой процесса мышления и погружения ума в сердце. Отцы называли её по-разному: сердечное безмолвие, рассмотрение помыслов, хранение ума или умное делание, наукой из наук.

Хотя нужно сказать, что слова «остановка процесса мышления» видимо не совсем корректные, скорее всего этот механизм мышления не останавливается, а начинает работать вхолостую: без помыслов. «Молитва Иисусова» связана с работой мышления и позволяет молиться умом постоянно в течение дня, это помогает контролировать процесс мышления.

Процесс мышления человека имеет свою программу или алгоритм. В математике они известны как Марковский процесс. Поскольку эта последовательность состояний называется цепями Маркова, для лучшего понимания назовем состояние процесса мышления в какой-то момент времени звеном. Каждое звено цепи – это понятие, простое или сложное, выраженное или запечатленное словами или образами. Связь между последовательными звеньями логическая, в соответствии с ней слова и образы чередуются произвольно. Например: (слово ® слово ® слово ® образ) или (образ ® образ ® слово ® слово). Смежные звенья этой цепи всегда имеют логическую связь между собой, а через звено нет или лучше сказать не обязательно. Так как логическая связь не так однозначна как числовая, поэтому может прослеживаться дальше. Каждое последующее звено вытекает из предыдущего. Однако при этом следует иметь в виду, что внимание может непроизвольно мгновенно переключать эту программу или процесс мышления с обьекта на объект Ї вне всякой логики.

Проиллюстрирую примером обычного рассеянного мышления: идет мужчина по скверу на службу. (1) Думает о работе. (2) Вдруг услышал чирикание птиц и внимание мгновенно переключает процесс мышления на другой обьект .

В уме возник образ «птички» ® слово «летит» ® образ «самолет» ® слова «пора билеты в отпуск брать» ® мечтание образами об отпуске «пляж, шезлонг, рядом красивая женщина, потом секс в гостинице» ® и так далее весь во власти страстных образов. (3) Споткнулся, снова внимание мгновенно переключается Ї. Мелькнуло слово «нога» ® образ красивые «туфли», виденные в журнале ® слова «надо-бы туфли купить» ® образ «магазины», куда надо зайти. (4) Увидел светофор и остановился, рассматривая машины . Вспомнил образ «свой автомобиль» ® слова «сьездить надо к матери» ® образ «предметы», которые надо взять с собой ® и так далее.

В данном случае начало и конец логической цепи процесса мышления связан с впечатлениями: «услышал, споткнулся, увидел» и воспоминанием. Наши органы чувств через внешние впечатления могут мгновенно переключать внимание в процессе мышления на другой объект. Возможно, это связано с инстинктом самосохранения астрального тела. Однако тоже нелогично и достаточно неожиданно могут появляться воспоминания.

Видимо следует сказать о том, что наши размышления навсегда остаются в памяти души. Вот что пишут об этом святые отцы: Будем бегать недоброго помышления, потому что помышление судится наравне с поступками [6] . Ибо суд Божий рассматривает не дела, но мысли, с которыми они совершаются [7] . Как это просто и логично – записывать мысли, потому что Бога не только наши дела интересуют, но и наше отношение к ним. Сейчас пишут о том, что люди, возвращаясь из пограничного состояния между жизнью и смертью, говорят, что в одно мгновение вся жизнь проходит перед глазами, возможно, это прообраз будущего Суда.

Далее поговорим о совести. В области духовной, как учит Максим Исповедник, существуют три наиболее общих закона, я имею в виду – писаный, естественный и закон благодати [8] . Думаю, что совесть можно назвать инстинктом самосохранения души (духовным). Это закон в разумной душе человека: Дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их (Рим.2.15). Возможно, падение Адама означает нарушение естественного закона, которое изменило духовную природу человека. Поэтому Екклесиаст говорит: Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы (Еккл.7.29). В связи с этим люди получают Моисеев закон «писаный», который ниже естественного. Однако с Новым Заветом мы получили благодать Святого Духа и духовные законы, которые выше естественных.

К категории писаных принадлежат также все законы общечеловеческие вместе с философией. Если рассуждать логически понятие «свободы совести» выражает смысл свободы человека от суда совести, значит, устанавливает придуманное превосходство законов писаных над естественными. По аналогии разве можно представить, чтобы какой-нибудь ученый-физик взял бы и освободил нас от закона всемирного тяготения. Физика всё-таки наука и за свои слова отвечает опытом, а философия, выражаясь современным языком, за базар не отвечает. Так И.Кант, не сумев подняться до закона естественного, придумал собственный суррогат совести – категорический императив. Этим самым он поставил интеллект выше совести, то есть как-бы закон естественный выше духовного. Его свободная воля делает выбор, руководствуясь более интеллектом, нежели совестью.

И.Кант, родоначальник современной философии, надеялся возвести здание этой философии на фундаменте науки. Какое же здание современной цивилизации возводят эти «строители» или другими словами какова духовная эволюция немецкой философии? Только несколько штрихов. Видим вскоре, как «умер Бог» в голове у Ф.Ницше, немудрено, что после этого в штанах у З.Фрейда выросло «либидо». Оно очень заинтересовало философов, и они стали искать у себя такое же, но почему-то в голове. В результате, додумались до обоснования сексуальной революции, что привело к небывалому растлению человечества. То есть «строители» хотели построить дом, но вместо дома для семьи получился бордель для общечеловеков. Снова камень краеугольный отвергли строители (Деян.4.11). Вина разлагающейся христианской Церкви в том, что «пастырями» человечества, вместо Церкви – носителя духовности, стали культуртрегеры – носители культуры.

Можно говорить о свободе воли, но не совести, потому что совесть не может быть свободна от истины, то есть духовной способности различения добра и зла. Видеть их своей совестью человек должен, но выбирать своей волей свободен. Вот как, обычно иносказательно, говорит о совести Иисус Христос: Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло (Лук.11.34). Здесь совесть называется оком ментального тела. Еще Он дает следующий совет: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу (Мат.5.25). Здесь совесть называется соперником, слова мирись скорее – пока слышишь голос совести, а выражение пока ты еще на пути с ним означает, что надо каяться, пока жив, потому что после смерти соперник становится судьей.

Человек представляет из себя неравновесную систему, поэтому можно описать процесс принятия решений в терминах науки о процессах самоорганизации систем. Например, воля человека делает выбор в точке бифуркации, тогда флуктуациями, определяющими этот выбор, являются совесть, интеллект, желание. Совесть представляет собой системную совокупность духовных суждений, предлагаемых свободной воле человека. Совесть и воля в этой системе принятия решений имеют между собой прямую и обратную связь. То есть когда воля сделает выбор, принятое частное решение всегда влияет на общее мировоззрение или состояние совести.

Например, человек не насиловал и не убивал, но украл, и сначала, обличаемый совестью, он вполне сознательно считает себя виноватым. Однако, когда крадет постоянно, совесть его постепенно замутняется, как грязное стекло, и человек перестает видеть собственный грех, как говорится, теряет совесть. Потом она его уже не обличает и в других грехах, и он получает свободу от суда совести. Следовательно, подавление голоса совести в частном случае связано с постепенной утратой совести в целом. Под утратой совести подразумевается голос совести, который человек уже не слышит.

Конечно, совесть зависит и от внешних факторов: традиций этносов, культуры, воспитания и образования. Сейчас влияние внешних факторов становится все больше. Стали возможны ситуации, когда с детства воспитанием, например половым, а также телевидением, то есть окружающей средой, а не своими собственными грехами, меняется (теряется) совесть человека. Значит, через сексуальную вседозволенность и толерантность к извращениям мы получаем, сначала не имеющих стыда детей, а потом не имеющих совести людей.

В своей статье «Квантовая логика в богословии» я писал, что человек через состояние совести получает «возможность» понимать Библию духовно, а интеллект даёт только «способность» понимать. Поэтому человек, не очистивший совесть, читая Библию как-бы скользит по поверхности, не понимая её внутреннего смысла. Известно, что Христос ставит всё в зависимость от веры человека, а апостол Павел пишет еще о зависимости веры от состояния совести. Следовательно, человек не имеющий чистую совесть не может иметь правильной веры.

Таким образом, внешнее соблюдение церковных обрядов нельзя отождествлять с внутренней духовностью человека. Наш жизненный опыт свидетельствует о том, что люди могут быть вполне законопослушными, но бессовестными. То есть верят и исполняют законы государственные, но не подчиняются закону совести. Известно, что в России существует множество способов «честного» отъёма денег и собственности или ухода от налогов в рамках существующего законодательства. Самое удивительное в том, что люди, специализирующиеся на этом, пользуются в нашем обществе большим уважением.

Картина дня

наверх