ЗЕМЛЯНЕ

1 509 подписчиков

ЗАГАДКА ЖИЗНИ.

http://toldot.ru/tora/articles/articles_20954.html

 

Мы знаем, зачем человеку нужны руки, ноги и голова., то есть в чем функция всех органов, но сам человек — для чего живет?

Стенограмма аудиолекции рава Ашера Кушнира Загадка жизни.

Добрый вечер. Рад вас видеть!

Начнём с простого вопроса. Что больше всего человек ценит в жизни?

Женский голос: Жизнь!

О! Жизнь!

Вот о самом для нас важном и пойдет речь — о жизни. Хотим жить. Вот только скажите, а для чего жить? Загадка.

Мы порой так заняты самой жизнью, что вопрос «А для чего она нам?» ну просто в голову не приходит. А если и приходит, то быстро-быстро так отгоним его.

Что за глупости? Философия. Живи, и всё! Не думай. Это тема запретная! Табу. Нельзя говорить об этом. Кого-то это раздражает, кого-то пугает.

Молодых людей на обсуждение этого вопроса ни пряником не заманишь, ни кнутом не затянешь. А вы тут сами пришли. (Смех в зале). Попались. (Смех в зале). Заранее предупреждаю всех слабонервных…

Начнём издалека. Расскажу вам интересную историю. Однажды я встретил одного молодого израильтянина. Его звали Рони. Мы разговорились. Выяснилось, что ему удалось многое изменить в себе, в своей жизни. Спросил его, как он до этого дошёл, что случилось, ведь нормальным был. Ответ был завораживающим.

Он прошёл типичный израильский маршрут. Армия, отборные войска, потом годичное путешествие по всему миру. В конечном итоге он оказался в Америке. Жил в Нью-Йорке. И вот однажды он зашёл в бар. Ну, пивка попить. Сидит. Пьёт. А бармен, знаете, такой: лысый спереди и с хвостом сзади, то ли от скуки, то ли для показной эрудиции говорит ему:

— Знаешь, не пойму, вот китайцы — умные люди были.

— Ну и что?

— Они сказали, что у лодки в океане должны быть вёсла и якорь.

— Чего?

— Вёсла и якорь. Они у тебя есть?

— Не понял.

— Вёсла — это куда ты плывёшь, какова цель, куда ты хочешь добраться.

— А якорь?

— О! Якорь — на чём основана твоя жизнь, какое мировоззрение, во что ты веришь.

«И вдруг, в одну секунду, я понял, — сказал он, — что нахожусь посередине океана жизни без карты, без компаса, без вёсел, без якоря, без ничего. Болтаюсь туда-сюда, как осенний лист. Куда ветер желаний моего тела подует — туда и полетел, и куда прибьёт — там прибитый и сижу. Вот сейчас тут, пиво пью». Он осмотрелся вокруг и вдруг увидел пустоту глаз всех посетителей бара. Они все пришли, чтобы хоть как-то и чем-то заполнить пустоту своей жизни.

Ну, скажите, у человека должно быть какое-то направление в жизни? Какие-то вёсла, якорь, компас?

Голоса из зала: Ну да!

По-видимому, да. Но с чего всё начинается? С какой точки начинается разгадка загадки жизни? С вопроса всех вопросов. Для чего нам дана жизнь? Для какой цели человек появился в этот мир? В чём смысл его существования?

А ну, попробуем сформулировать этот вопрос нагляднее. Мы с вами знаем, что у каждой вещи в этом мире есть конечная цель, для которой эта вещь была создана. Вот стакан — воду пить, телефон — разговаривать, часы — время показывать. Вон там автомобиль, вон, — средство передвижения.

Автомобиль состоит из множества деталей. И мы знаем, для чего каждая из них предназначена. Мы знаем, для чего колёса, тормоза, двигатель, руль. Знаем, для чего весь автомобиль в целом. И так во всём в мире нам известно предназначение — в деяниях ли рук человека, в природе ли, где всему есть своя роль в тонком экологическом равновесии.

А теперь обратим внимание на человека. Он состоит из множества органов и частей тела. И мы знаем, для чего каждая из них существует. Мы знаем, для какой цели сердце бьётся в груди человека, для чего ему глаза, для чего лёгкие, для чего желудок, руки, ноги.

А для чего сам человек? В целом? Уммм.

(Нервный смех).

Получается, человек знает, в чём смысл существования всего в мире, кроме смысла существования самого себя. Давайте ещё больше углубимся в этот вопрос. Ну, с вашей помощью.

(Нервный смех).

Как вас зовут?

— Ури.

Ури, вот что вы сейчас делаете? Вы только отвечайте, не портите мне лекцию.

— Я смотрю на вас и слушаю.

А для чего вам это?

— Для того чтобы впитывать.

А для чего впитывать?

— Чтобы было ради чего.

А для чего вам это «ради чего», извините? Отвечайте, а то мы на Гришу перейдём.

— Переходите….

Гриша, ну вы готовы?

— Я всегда готов.

Слушайте внимательно. Вот что вы сейчас делаете?

— Сижу.

Сижу. В принципе, мы отдыхаем, ну, чтобы набраться сил. А сил вам для чего?

Чтобы работать.

Женский голос: Логично.

Гриша: Деньги зарабатывать.

А работать для чего? Чтоб зарабатывать деньги. А деньги зарабатывать для чего?

— Чтобы поесть было что.

А поесть для чего? Чтобы мог работать, сила была. А работать для чего? Чтоб поесть было что (смех в зале). Едим, чтобы работать, работаем, чтобы было, что поесть… Замкнутый круг. Теперь, женщина сидит там, помогла нам. Как выйти из него? И то, и другое для чего?

«Сидящая там» женщина: Чтобы жить.

Чтобы жить! О! Получается, что всё в нашей жизни, в конечном итоге, чтобы жить. Ха! Ну а для чего же сама Жизнь? А? Не знаем? А ну копнём ещё чуть поглубже то же самое. Как вас зовут?

— Мордехай.

Мордехай. Послушайте Мордехай.

— Я скажу…

Не, не надо говорить. (Смех в зале). Вы сначала ответьте. Согласны? О! Теперь послушайте вопрос. Мордехай, вот вы, как вы появились в мир? Сами по себе, а?

— Нет, не сам. Это по воле Б-жьей.

Вы что, тоже решили лекцию мне испортить? Григорий, послушайте. Я знаю, вы мне не испортите, только я вас прошу, без всяких религиозных ответов.

Григорий: Хорошо.

Вспомните молодость.

Григорий: Как я появился на свет?

Как? Смотрите, вы сели в пользу мыслителя и решили «Я рожусь». И родились. Так было? Не совсем так, это было вовсе не так. Ни с того, ни с сего мы родились. Вас не спросили. «Я не виноват, это они-они». Диктатура. Насилие. А ну, может, тут кто-то другой родился сам по себе? … Инициаторов не наблюдается тут.

Обратите внимание, ни с того, ни с сего мы родились. И стали жить. Живём! И как странно мы относимся к жизни. Вот когда, не дай Б-г, человек умирает, когда горе посещает и уходит близкий, любимый человек, то, как правило, вы услышите причитания: «За что? Почему должны люди умирать?» Странно, никогда не слышал, чтобы спрашивали: «За что? Почему люди должны рождаться?»

Итак, человек появляется не по своей воле, без нашего малейшего участия нам подарена жизнь.

Григорий, а вот живете вы по своей воле? А?

Григорий: По своей, конечно.

А-а-а, вы сели, задумались, приняли решение, и сердце забилось, лёгкие задышали, желудок начал переваривать. Дорогой Григорий, человек может не жить по своей воле, но жить? Какая-то витальная сила оживляет нас, не спрашивая нашего совета.

Вообще непонятно. Вы обратили внимание? Ни с того, ни с сего живём. Кто-то завёл нас. Баммм… Закрутилось колесо. Жизнь пошла. Утром встал, зубы почистил, побежал на работу, там кто работает, кто не работает, телефон, еда, телевизор, в постель, встал, зубы — и так каждый день. Вдруг оглянулся, уже смотрит, 62 года стукнуло. (Смех в зале).

Кто-то завёл нас. Живём! Привыкли, что как-то само по себе живётся. И столько, сколько живётся, внимания на это, увы, не обращаем.

А когда обращаем? Когда приходится с ней, с жизнью, расставаться.

Прошу прощения Григорий, вы, может быть, не заметили, но я у вас сейчас стою на мозоли. (Смех в зале). Тем не менее, потерпите. (Взрыв смеха). Вы слышали, древние философы говорят: «Все люди смертны»? Слышали? Это к тому, что это не я, это они. Всё из-за философов. Они сказали, что люди смертны. Григорий, а человек хочет умереть? А? Никто не хочет умирать. Есть исключения из правила, но люди не хотят умирать.

Люди хотят жить!

И хотя люди ходят по миру с видом, что они собираются жить вечно, тем не менее, что им приходится?.. Умирать.

Что же получается? Человек рождается не по своей воле, живёт не по своей воле, умирает не по своей воле. Что тут происходит?

А ведь человек-то полагает, что он хозяин своей судьбы. Кстати, чем более интеллигентный, тем более он полагает, что он хозяин.

И действительно хозяин, но по мелочам. Куда съездить, чему учиться, дерево срубить, реку перекрыть. Но основное, самое дорогое, дороже всего, что у него только есть, его жизнь — не он хозяин, не в его воле. И, тем не менее, он продолжает кричать: «Человек — это звучит гордо, это Я». Я? Не Я, а кто-то занёс нас в этот мир. Кто-то дал нам самый дорогой подарок — саму жизнь. На сцену жизни забросил. «Я», — кричит человек. Не Я, а кто-то нас оживляет, вот мы и живём. Дал нам роль. И мы тут же важно засуетились, успех приписали себе, неудачу другим. Ха-ха. Живём, но только не понимаем, для чего. И снова: «Я, — кричит человек. — Это Я». Только вошли в роль, устроились, разбогатели, связи, положение, бац — и кто-то убрал нас с этой сцены. В конце концов, и «Я» приходит конец. Червяки съели «Я». Через два поколения никто это «Я» и помнить не будет. Мы не замечаем…

Человек живёт только потому, что вдруг обнаружил себя живущим. И всю эту подаренную ему жизнь, всего себя тратит на то «Как прожить?», не уделяя внимания вопросу всех вопросов: «А для чего ему жизнь дана вообще?».

Скажем это ещё раз. Подчеркнём. И возьмёмся, к примеру, за того же Абрашу из Австралии.

Представьте себе ось времени. Тысячелетия человеческого существования без Абраши. Бронза, железо, без Абраши, Древний Мир, нет Абраши, Средние века, нет Абраши. Нет, нет. И вдруг на каком-то этапе времени — буммм. В точке «А» под названием роддом появляется Абраша. Уа-а! Я, я тут. Отсюда и дальше Абраша начинает медленно двигаться в точку «Б» под названием… кладбище. И так быстренько Абраша успел пройти ясли, садик, школу, институт, работу, пенсию. В процессе движения Абраша успел вырасти до метр восьмидесяти, учился, метался, страдал, заработал деньги, сидел на диване, любил, смотрел, завидовал, нюхал цветы, наслаждался, загорал, ел, спал, чесался, мечтал. Бумммм. Умер. Нет Абраши. Прибыл в конечный пункт. И снова жизнь продолжается, но без Абраши.

Вопрос!

Вот эта бурная жизнь между точкой «А» и точкой «Б» — для чего она была ему дана?

Для чего нам даётся жизнь?

А ну, послушайте, послушайте этот парадокс: «Если человек родился, чтобы жить, то почему он умирает? А если в конечном итоге умереть, то для чего он должен был родиться?». А?

(Нервный смех в зале).

Успокойтесь, прошу без нервного смеха, это только начало постановки вопроса. Дальше будет ещё хуже. Давайте постепенно и последовательно проанализируем этот вопрос. Ведь мы говорим об основном, о цели человеческого существования.

Мужской голос: А вдруг никакой цели нет?

А вдруг есть? И вы пропустили её? Тогда вы пропустили не ещё что-то, а всё! И если есть смысл в человеческом существовании и вы его не заметили, вы пропустили не какую-то её часть, а всю жизнь!

А ну, вот послушайте, послушайте, интересный образный пример. Расскажу вам китайскую притчу.

Жил был один бедный-бедный китаец. По имени Бинь Ям Ин. Жизнь у него была тяжелая, голодная. И вот, в один непрекрасный день он решил покончить с собой. Пошёл к реке, но по дороге нашёл монету. Обрадовался, побежал в магазин и купил на неё буханку хлеба и цветок. На удивлённый вопросительный взгляд окружающих, тыкающих пальцем в цветок, он ответил: «Я купил хлеба, чтобы жить».

— А цветок, цветок для чего?

— Чтобы было для чего жить!

Ну, вы согласны с китайцами, что у человека должно быть для чего жить. А как же. Все согласны. Ну, так теперь попробуем понять поглубже, что кроется за потребностью Биньямина жить для чего-то.

Вполне возможно, что вы слышали или читали книги известного психолога, основателя третьей школы психоанализа Виктора Франкла. Свой опыт психотерапевта и основы нового подхода к проблемам человеческой души он обрёл в концлагерях. Он прошёл их от начала войны и до конца. Он там выжил, несмотря на невообразимые страдания и муки. Сам он австриец, уроженец Вены, врач-психиатр, еврей, но далёкий от всего еврейского. Там за колючей проволокой он оказался свидетелем невероятного, нечеловеческого эксперимента, поставленного над человечеством. Ведь условия пребывания в концлагерях были столь ужасны, что никакие описания не будут соответствовать той реальности. Каторжная, непосильная работа. Голод. В жаре и холоде. В болезнях. В унижении человеческого достоинства, постоянной угрозе жизни. Люди гибли один за другим.

Виктор Франкл как учёный был человеком наблюдательным. Там, в концлагерях, одним из его занятий, по-видимому, чтобы как-то занять себя, было предугадать, кто умрёт следующий. И тут его ждало неожиданное. Долгое время, несмотря на явные признаки, это никак ему не удавалось. В лагерь попали самые разные люди: здоровые работяги, хилые интеллигентики. По всем признакам слабые должны были умереть первыми, но опыт концлагерной жизни оказался совсем другим. Умирали могучие спортсмены, умирали слабые канцелярские работники. Долгое время прошло, пока он нашёл ключ к пониманию. Оказалось, что умирали те, у которых не было для чего жить. А у кого было для чего жить, продолжали это, вопреки всем трудностям. Кто обращался в молитве к Б-гу, кто лелеял мечту закончить диссертацию, кто держал втайне фотографию своей любимой семьи. Это давало людям желание жить. Ведь было для чего жить. Была какая-то цель в жизни.

Картина дня

наверх