Сектанство
На одном из интернет-форумов я предложил участникам обговорить
тему сектанства.
Было много интересных мнений и в данном материале я хотел бы подытожить сказанное, а также поделиться собственным пониманием этого явления.
Прежде всего мне стало ясно, что само понятие **сектанство** не имеет четкого и ясного определения, из за чего под него можно подвести все, что угодно - от огромных традиционных церквей или даже целых религий - до небольших групп людей, следующих за своим лидером, куда бы он их ни вел.
Лично меня не устраивает ни одно из многочисленных определений,
с которыми я встречался в разных словарях, справочниках, статьях и т.д,
ни также в нашем обсуждении.
Это обстоятельство (трудноопределимость понятия), на мой взгляд, говорит о сложности и неоднозначности явления.
И я бы не стал избегать этой сложности, в попытке понять это явление и не стал бы удовлетворяться каким-нибудь простым ответом, вроде того, что сектанство - это уклонение от главной ветви, или что оно не согласуется с основными доктринами Библии.
Сектанство, с моей точки зрения, более широкое понятие, выходящее как за рамки только религиозной сферы (секты могут быть и в политике, в искусстве и в других областях), так и за рамки вообще коллективной деятельности людей.
Сектантство, как было справедливо замечено при обсуждении, это идеология и я бы даже сказал, образ мысли.
Можно быть, человеком ни во что не вовлеченным, но тем не менее думающим по сектански, относящимся к миру по сектански и т.д.
Поэтому меня интересует не столько формальное определение, а что же это такое по своей сути, - сектанское мировоззрение, сектанский образ мысли?
И для себя я сделал одно определение, которое тоже, скорее всего, не полное и не вполне удовлетворительное.
Но пока, за неимением лучшего,
я остановился на нем.
Сектанство, с моей точки зрения, это - ограниченность, замкнутая на самой себе. По типу сектора круга, который являясь лишь частью целостности, воспринимает себя неадекватно, не в качестве сектора, а в качестве целого круга.
То есть, принимает часть за целое. Вот эта подмена понятий - принятие частного за целое - и в связи с этим неадекватное восприятие, я и склонен определять, как сектанство.
Но ведь, каждый человек - в чем-то ограничен, возможно скажет кто-то.
Что же из этого следует, что каждый - сектант? Нет.
Сектанство - это не просто ограниченность, это искуственное или сознательное замыкание на своей ограниченности.
Сектанство - это своего рода слепота человека, который не хочет знать ничего, кроме своего укромного уголка. Будь-то ребенок, для которого весь мир ограничился пределами его игровой комнаты, или тот же верующий, считающий, что его церковь - единственно верная и истины больше нет нигде, только в ней.
Собственно, по этой причине я и не согласен с такими определениями сектанства, как отклонение от основных догматов Библии.
Основные догматы еще вовсе не гарантируют того, что человек не является сектантом. И из основных догматов можно сделать себе надежный забор и оградиться им от всего мира, в том числе и от Бога.
Поэтому защита от сектанства представляется мне не в знании основных догматов, но в выработке в себе творческого духа, духа постоянного искателя истины, духа постоянной неудовлетворенности тем,
что ты уже достиг.
Выработке понимания того, что мы, люди, призванны к совершенству, до которого нам идти и идти.
Духовная нищета - это состояние противоположное сектанству.
Духовная нищета, то есть понимание, что все, чего ты достиг, есть ничто по сравнению с тем, чего ты еще не достиг, - это прекрасное средство для лечения сектанства.
Прекрасный возбудитель чувства, что нужно идти дальше и не успокаиваться на достигнутом.
Сектанство говорит: я -богат, я уже все имею. Но не понимает, что оно только лишь ограниченность и невежество.
Смешно, когда сектор круга претендует на то, что он сам - весь круг.
Духовная нищета говорит - я -нища, но я хочу достичь большего.
Мне любы слова апостола Павла, призывающего нас выйти за стан
(своего нынешнего понимания истины) к Христу, нося Его поругание.
Иными словами, всякое новое понимание прокладывает себе дорогу через тернии непонимания и неприятия, через сопротивление косности и рутины, не желающей развенчивания собственного невежества и никчемности.
Автор: Александр Яковлевич Грайцер