Шри Парамахамса Рамакришна (1836-1886) - выдающийся индийский религиозный мыслитель, святой и проповедник, оказал огромное влияние на формирование современной философской мысли Востока и Запада.
Рамакришна: «Брахман-Абсолют присутствует в индивидуальных душах и в мире.
Сначала, когда человек начинает устанавливать различие истинного и ложного, говоря: «Не это, не это», он оставляет постепенно за собой индивидуальные «я» и феноменальный мир.
Есть плоды, состоящие из мякоти, кожи и зёрен. Когда я беру мякоть, я бросаю кожу и зёрна.
Но если я хочу говорить о весе всего плода, то веса одной мякоти мне недостаточно. Тогда уже нужно взвесить мякоть, семечки и кожу, всё вместе. То, что имеет мякоть, непременно имеет зёрна и кожу. Подобным же образом то, что есть Абсолют, имеет также все феномены.
Поэтому я беру и то и другое, и абсолютную Реальность и феноменальную реальность.
Я не пытаюсь сдуть весь феноменальный мир, называя его сном, потому что тогда вес будет меньше и не полон.»
Шри Рамакришна был родом из Камарпукура. Эта деревня в округе Хугли на протяжении последних ста лет сохранила идиллическую простоту сельских уголков Бенгалии. Кхудирам Чаттопадхьяя и Чандра Дэви, родители Шри Рамакришны, поженились в 1799 году. В то время Кхудирам жил в своей родовой деревне, Дерейпуре, недалеко от Камарпукура. Их первый сын, Рамкумар, родился в 1805, а первая дочь, Катьяяни, - в 1810 году. Ребенок, известный впоследствии как Рамакришна, родился 18 февраля 1836 года. В память о сне в Гайя ему было дано имя Гададхар, "Несущий Жезл" - один из эпитетов Вишну. Тремя годами позже родилась еще и маленькая сестренка. Гададхар вырос в здорового и неугомонного мальчика, полного шуток и забавных проказ. В возрасте шести или семи лет Гададхар получил свое первое переживание духовного экстаза. В шестнадцать лет Гададхар был вызван в Калькутту своим старшим братом Рамкумаром, которому требовалась помощь в его жреческих делах.
Рамкумар открыл школу изучения санскрита, чтобы иметь дополни-тельный заработок, и его намерением было постепенно обратить мысли своего младшего брата к перспективе получения образования. В то время в Калькутте жила одна богатая вдова по имени Рани Рашмони, принадлежавшая к касте шудр, и широко известная не только своей деловой хваткой, смелостью и умом, но также своим великодушием, благочестием и преданностью Богу. В 1847 году Рани купила двадцать акров земли в Дакшинешваре, деревне примерно в четырех милях к северу от Калькутты. Там она разбила храмовый сад и построила несколько храмов. Шри Рамакришна - теперь мы будем называть Гададхара этим знакомым всем именем - приехал в храмовый сад вместе со своим старшим братом Рамкумаром, который был назначен жрецом храма Кали. Рамакришна вскоре сменил его на этом "посту".
Служение в храме усилило жажду Шри Рамакришны к непосредственному видению Матери Вселенной. Он стал проводить в медитации часы, не занятые службой в храме и вскоре был вознаграждён божественным видением, которое послужило лишь прелюдией к предстоящим интенси-вным переживаниям. Первым Гуру Рамакришны стала браминка - Брахмани. Родом из Восточной Бенгалии, она была адептом тантрического и вайшнавского методов поклонения. Под её руководством он выполнял глубокие и утонченные тантрические ритуалы в Панчавати и под деревом бел в северной части храмового сада. Он практиковал все дисциплины основных шестидесяти четырех книг тантры, и у него всегда уходило не более трех дней на то, чтобы достигать конечного результата, обещанного в любой из них.
После завершения тантрической садханы Шри Рамакришна стал следовать Брахмани в дисциплинах вайшнавизма и успешно освоил их в кратчайшие сроки. Вторым Гуру Рамакришны стал странствующий монах, здоровый Тотапури, которого Шри Рамакришна стал называть Нангтой, "Нагим", из-за его полного отказа от всех земных предметов и привязанностей, включая даже одежду. Тотапури был носителем незнакомой для Шри Рамакришны философии - философии недуалистической веданты, конечного осуществления которой Тотапури добился в своей собственной жизни. Тотапури велел ученику отвлечь свой ум от всех объектов относительного мира, включая богов и богинь, и сосредоточиться на Абсолюте. В результате глубокого тотального сосредоточение Рамакришна погрузился в Нирвикальпа самадхи в котором оставался три дня, а в дальнейшем эта способность к самадхи стала для него естественной и не требующей приложения усилий. Познание Брахмана в нирвикальпа самадхи убедило Шри Рамакришну, что боги различных религий являются только множеством отображений Абсолюта, и что Конечная Реальность никогда не может быть выражена человеческим языком.
Он понял, что все религии ведут своих приверженцев различными путями к одной и той же цели - Единому для всех Богу - Абсолюту! У Шри Рамакришны было много учеников, самым знаменитым из них стал Нарендранатх Датта, в будующем известный как Свами Вивекананда и создавший вместе с другими учениками организацию - "Миссия Рамакришны" которая ставила своей задачей распространить учение Шри Рамакришны по всему миру. Шри Рамакришна оставил своё тело в ночь на 16 августа 1886 г.