…Шестидесятые годы. Мир обезумел фанатичной любовью к этим милым мальчикам: Джоржу, Джону, Полу и Ринго с необычными прическами, поющими сладкими голосами свои песни о любви. Перед концертами на стадионах властям приходилось устраивать не только оцепление из полицейских, держать шланги с водой для таких же волосатых пацанов и машины скорой помощи для истеричных девочек, но и устраивать этой ливерпульской четверке стремительный побег после концертов… иначе их бы просто разорвала толпа сумасшедших, влюбленных поклонников.
О них писали: «Самые великие композиторы после Шуберта», «Битлз-социальное явление», "Самые красивые песни о любви в истории человечества"
Однажды, на гастролях в Америке 50 000 поклонников, скопившихся на мизерном участке, бурно «мечтали» попасть в помещение на 700 мест, где проходил концерт. Лишь везение помогло обойтись без жертв. С них началась новая индустрия для подростков. Одежда, обувь, плакаты, сувениры с надписью «BEATLES» наводнили магазины, не наши конечно... Но кое-что и нам досталось! Главное, - этот битловский причесон! Он прорвался даже сквозь железный занавес СССР и одержал решительную победу над стандартами мышления системы. Что творилось в учебных заведениях, когда учителя упорно отправляли мальчишек стричься, под угрозой отчисления! Но невозможно было справиться с этой волной молодежного протеста за право быть такими, какими они хотят: волосатыми! Эта была волна, которая сносила все! Ничего не могла поделать система с этой заграничной «пакостью». Растерянные идеологи беспомощно разводили руками, слушая из окон песни на английском, а комсомольская молодежь уже бредила Битлз повсеместно.
И слушали, и слушали с разных нелегальных источников эту чудную музыку, манящую в глубину собственной души и, конечно, куда-то туда…вдаль, за кардон, где не было этих серых мышиных педагогов, призывающих к зубрежке, этих занудных собраний с непременной партийной направленностью. В этой музыке не было пустых замшелых прилавков и одного фасона одежды на тысячу человек, не было дифицита, талонов, номенклатуры, блата и обязательного членства в советском обществе всевозможных членов (наверное, молодежи уже непонятно, о чем это я ).
В МУЗЫКЕ БЫЛА СВОБОДА!!! – ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО ДЛЯ ДУШИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА! Да, это была иллюзия! Но какая нектарная!
Свобода чувств, желаний и действий! Гипноз битлов манил, очаровывал, возбуждал мальчиков и девочек, которые прижимаясь друг к другу, танцевали и танцевали под жутко шуршащие пластинки…или дребезжащие первые магнитофоны. Плохой звук не имел никакого значения, ведь уши были настроены, как тончайшие локаторы на те флюиды, исходившие из этих звуков и голосов…
На слух ловили английские слова и пытались составить тексты…о боже, какое вранье было в этих текстах, но это тоже не имело никакого значения! Только флюиды любви и свободы!
Michel ma beiie
These are words that go together well,
My Michelle.
Но может быть была еще какая-то сокровенная тайна этой группы, ведь десятки групп по всему миру пели неплохо…но так и канули в неизвестность? Несмотря на то, что на написание песен монополию держали Леннон и Макартни, это было не совсем так. Застенчивый Джорж Харрисон частенько тихо участвовал в их лицедействе, а затем и начал писать песни самостоятельно. Вместе они и пытались найти духовный путь, в поисках которого отправились в Индию… Именно эта страна с ее утонченной и одновременно, мощной духовностью, замешанной на мистике, ярких эмоциях, выплескивающихся в нектарной подаче слушателю повлияла на их творчество. Они смогли каким-то природным чутьем ухватить этот щедрый дар индийской культуры, талантливо переработав его в своем творчестве в европейский стиль, в ту поп культуру, которая и принесла им мировую славу.
Да, Индия перевернула многое в сознании группы, вчетвером они могли просто часами петь мантру Харе Кришна, зовущую к любви к Богу. Они озорничали, включая ее в свои песни. Это часто было сделано так виртуозно, что тысячи людей, даже не понимали, а что собственно они подпевают в сладкозвучных мелодиях Битлз. Эта была их маленькая сокровенная тайна. И не в этом ли секрет их известности? Мантра явно благоприятно влияла на их успех.
Особенно огромное влияние Индия оказала на Джорджа Харрисона. В результате духовного поиска, он принял сознание Кришны и что-то резко изменилось в его жизни. У скромного Джоржа, который был всегда в тени своих партнеров, пошел всплеск творчества. Окончательно он раскрылся после разрыва с друзьями (разные планы и творческие задачи вынудили их разбежаться). Несколько сольных альбомов Джорджа, - с четко обозначенными духовными идеями имели огромный успех.
Но особенно интересен был его опыт с мантрой. Раннее озорство группы теперь вылилось в сольный альбом Джоржа «Харе Киршна мантра» (1969г.) Никто не знал, что из этого получится. Это был риск и вызов, это была его миссия и потребность души. Санскритская молитва в стиле рок! Успех или провал? Восторг или едкие статейки в газетах? В первый же день пластинка «Мантра Харе Кришна» была продана в 700 000 экз.! Через две недели она заняла первое место в лучшей десятке мира. А как иначе? А его песни: «Мой сладостный Господь», «Он ждет всех Вас» «Здесь восходит солнце», и другие были уже настолько пронизаны духовной тематикой, что было ясно, что начался совершенно новый этап его творчества – не милых песенок, а серьезный, осмысленный...
Джорж Харрисон был учеником лидера движения кришнаитов, - Шрилы Прабхупады, и у них были теплые, близкие отношения. Джорж четко соблюдал все установленные духовные принципы в своей жизни и финансировал издание книг о Кришне. Купив в Лондоне чудный особняк с большим участком земли, он лично рассадил там растения со всех концов Земли и пригласил жить своих новых друзей – преданных Кришны. В последнюю встречу с Прабхупадой, Джорж спросил гуру о том, что больше всего наболело:
«Чем сильнее я погружаюсь в духовность, тем враждебнее относятся ко мне люди…»
Тот ответил: «Когда человек проповедует, он должен говорить об истине. Далеко не всем нравилось то, что говорил Господь Иисус Христос, и они готовы были убить Его, но он продолжал возвещать истину. Тому, кто говорит о сознании Бога, иногда серьезно приходится расплачиваться за это. «Сознание Христа» часто упоминалось в учениях Парамахамсы Йогананды , призывавшего своих последователей найти в себе сострадание, беспристрастность и любовь ко всему человечеству.» Так ответил духовный наставник своему ученику – музыканту из популярной ливерпульской четверки, покорившей мир. Он был очень тактичен и внимателен к Джоржу. Он говорил: «Кришна всегда к тебе благоволил. Воспользуйся его расположением с умом.» И Джорж Харрисон до последних дней своих, пока рак не сжег его жизнь, следовал наставлению учителя.
Я непросто хотела напомнить о кумире шестидесятых Битлз, а чуть приоткрыть малоизвестную страничку их жизни на странно-противоречивой волне славы, в которой была перемешана и незатейливая музыка поп-культуры, и мучительные духовные искания истины…