После раскрытого в шестнадцатой, семнадцатой и восемнадцатой главах Божьего суда над всем отрицательным мы видим брак Агнца и брачный обед (Отк.19:5-10). Вероятно, вы никогда не задумывались о том, что Христу как Агнцу нужна свадьба. Это совершенно нерелигиозное представление. Кому придёт в голову, что Искупителю нужна свадьба? Однажды Иоанн Креститель провозгласил: «Вот Агнец Божий, который уносит грех мира!» (Ин. 1:29). Этот стих ясно показывает, что Христос пришёл как Агнец унести грех мира. Позже Иоанн Креститель показал, что Христос — это ещё и Жених. Иоанн сказал: «У кого есть невеста, тот жених; а друг жениха, который стоит и слушает его, радостью радуется голосу жениха» (Ин. 3:29). Таким образом, в Евангелии от Иоанна Христос раскрывается и как Агнец, пришедший унести грех, и как Жених, пришедший получить невесту. Цель Христа не в том, чтобы устранить грех, а в том, чтобы получить невесту. В Откровении, которое тоже написано апостолом Иоанном, мы видим, что Христос, наш Искупитель, — это Агнец и приходящий Жених. Поэтому Он, будучи Женихом, должен устроить свадьбу.
Свадьба Агнца будет вселенской свадьбой. Это будет брак Искупителя и искупленных. В самом конце Библии мы видим город, Новый Иерусалим. Этот город — жена (21:2, 9-10), а искупающий Бог — это муж. Религии чуждо это представление о браке между Богом и человеком, но мы делаем акцент на нём , чтобы показать, что мы занимаем положение невесты, а приходящий Христос занимает положение Жениха. Мы находимся на земле и готовимся к тому, чтобы стать невестой, которая встретит Его, а Он находится на престоле на третьем небе и готовится прийти как Жених на встречу с нами. Итак, Он приходит как Жених, а мы выходим как невеста. Невеста и Жених встретятся не на небе и не на земле, а в воздухе. Когда мы встретимся с Ним в воздухе, у нас будет свадьба.I. ПОСЛЕ УНИЧТОЖЕНИЯ ВАВИЛОНА ВЕЛИКОГО
Свадьба Агнца произойдёт после уничтожения Вавилона Великого (19:1-4). Во вселенной есть не только чистая, непорочная невеста, но и подделка — великая блудница.
В Библии открывается, что Сатана всегда пытается перемешаться с чем-то Божьим. Сатанинская деятельность всегда вызвана Божьим движением. Согласно Библии, нет почти ни одного аспекта Божьего движения, в который Сатана не попытался бы вмешаться. Куда бы Бог ни пошёл, Сатана тоже идёт туда. Он активно проявляет себя даже в благовествовании и даже пытается проникнуть в работу по созиданию церкви. В день Пятидесятницы активно работали и Бог, и Сатана. Тот же принцип применим сегодня в Господнем восстановлении, так как Сатана до сих пор создаёт подделку под то, что делает Бог. Довольно часто работа Сатаны предшествует Божьей работе. Например, прежде чем Бог построил Иерусалим, Сатана воздвиг вавилонскую башню и город Вавилон. Сатана знает намерение Бога и пытается произвести подделку до того, как Бог осуществит Свой план. Какая хитрость! Мы должны чётко видеть подделку Сатаны под невесту и ни в коем случае не связываться с ней. Мы часть невесты. Как мы можем связываться с этой блудницей?
II. ПОСЛЕ ВОСХИЩЕНИЯ БОЛЬШИНСТВА ВЕРУЮЩИХ
Брак Агнца наступит после восхищения большинства верующих (1 Фес. 4:15-17). Восхищений будет несколько: будет восхищение начатка, восхищение ребёнка мужского пола, восхищение победителей на стеклянистом море, восхищение двух свидетелей, восхищение большинства верующих и восхищение оставшихся «колосков». Свадьба Агнца произойдёт после всех этих восхищений.
III. ПОСЛЕ СУДНОГО ПРЕСТОЛА ХРИСТА
Кроме того, брак Агнца произойдёт после суда у судного престола Христа (2 Кор. 5:10). После всех восхищений и до свадьбы будет суд у судного престола Христа, который определит, какие верующие имеют право участвовать в свадебном пиру. Если у судного престола Христа вы получите награду, вы будете участвовать в свадебном пиру. Если же вместо награды вы заслужите неодобрение Господа, то вы не погибнете, но потерпите утрату, как описано в 1 Кор. 3:15. В этом стихе говорится: «Если чьё-нибудь дело сгорит, то он потерпит утрату; сам же он будет спасён, но так, как сквозь огонь». Спасённые, которые потерпят утрату, явно не попадут на свадебный пир. Согласно Мф. 25:1-13, пять благоразумных дев будут допущены на свадебный пир, а пять неразумных будут отвергнуты.
Суд у судного престола Христа определит не то, будем мы спасены или погибнем, а то, получим мы от Господа награду или потерпим утрату. Только спасённые явятся перед этим судным престолом. Сходя с неба на землю, Господь задержится на некоторое время в воздухе, где Он уладит некоторые вопросы. Судный престол Христа будет поставлен в воздухе, и свадьба произойдёт там же. После этого суда и после свадьбы Христос спустится со Своими избранниками в качестве Его войска, чтобы сразиться с Антихристом в войне при Армагеддоне. Таким образом, и судный престол, и свадьба будут в воздухе. Итак, свадьба произойдёт после уничтожения блудницы, после всех восхищений и после суда у судного престола Христа. Как мы увидим, те, кто будет избран у судного престола, будут на пиру и невестой, и гостями. Гости будут совокупной невестой.
IV. БРАК АГНЦА
А. Хвала великого множества
В стихах с 5 по 7 мы видим хвалу великого множества. Сразу же после уничтожения Вавилона происходит брак Агнца. Суд над Вавилоном Великим — и религиозным, и материальным — и его уничтожение приводят к браку Агнца и Божьему царствованию — царству Божьему (ст. 6). Вот почему великое множество спасённых радуются и воздают хвалу, говоря: «Аллилуйя!» (ст. 1, 3, 6), а двадцать четыре старейшины и четыре живых существа присоединяются к ним в восхвалении Бога (ст. 4).
Какое захватывающее событие описано в этих стихах! К тому моменту мы уже станем свидетелями уничтожения блудницы, пройдём суд у судного престола и придём на свадьбу. Аллилуйя! Как это чудесно! Я надеюсь присутствовать при этом и с радостью жду того дня.
В стихе 6 голос великого множества описан как «звук многих вод» и как «звук могучих громов». Хвала, подобно звуку многих вод, продолжается непрерывно и, подобно звуку могучих громов, являет торжественность.
Б. Готовность невесты
Теперь мы переходим к одной очень важной теме — к теме готовности невесты. В стихе 7 говорится: «Будем радоваться и ликовать и воздадим Ему славу, потому что наступил брак Агнца и Его жена приготовила себя». Слова «Его жена» относятся к церкви (Эф. 5:24-25, 31-32), невесте Христа (Ин. 3:29). Однако, судя по стихам 8 и 9, здесь жена, невеста Христа, состоит только из побеждающих верующих в течение тысячелетия, а невеста, жена, в 21:2 включает в себя всех спасённых святых после тысячелетия в вечности. Готовность невесты определяется зрелостью победителей в жизни. Кроме того, победители — это не разрозненные одиночки, а совокупная невеста. Для этого аспекта нужно созидание. Победители не только являются зрелыми в жизни, но также состроены в одну невесту.
1. Христос, которого святые являют своей жизнью, как их субъективная праведность
В стихе 8 говорится: «И дано было ей, чтобы она была одета в тонкий лён, светлый и чистый; ибо тонкий лён — это праведности святых». Слово «чистый» описывает природу, а слово «светлый» — выражение. Греческое слово, переведённое как «праведности», можно также перевести как «праведные деяния». Праведности здесь — это не праведность (то есть Христос), которую мы получили для своего спасения (1 Кор. 1:30). Праведность, полученная нами для нашего спасения, объективна и позволяет нам удовлетворить требование праведного Бога, а здесь праведности побеждающих святых субъективны (Флп. 3:9) и позволяют им удовлетворить требование побеждающего Христа. Поэтому тонкий лён указывает на нашу побеждающую жизнь, на наше побеждающее житие. Это тот Христос, которого мы являем своей жизнью в своём существе.
2. Свадебная одежда в Евангелии от Матфея 22
Согласно откровению всей Библии, нам, спасённым, нужны две одежды — одна для спасения и ещё одна для нашей награды. Для нашего спасения нам нужна одежда, которая покрыла бы нас. Такой одеждой является одежда, в которую одели блудного сына в Лк. 15. После своего возвращения блудный сын сказал отцу: «Отец, я согрешил против неба и перед тобой; я уже не достоин называться твоим сыном» (Лк. 15:21). Он думал, что недостоин быть в присутствии отца. Но отец сказал слугам: «Вынесите скорее лучшую одежду и оденьте его» (Лк. 15:22). Этой одеждой является Христос как наша праведность. Она нужна, чтобы мы были оправданы Богом в Его присутствии. Все мы имеем эту одежду, первую одежду, которой является Христос как наша праведность, наше оправдание, позволяющее нам встать перед праведным Богом.
Однако нам нужна и вторая одежда — свадебная одежда, о которой говорится в Мф. 22:11 и 12. Эта одежда предназначена не для нашего спасения, а для нашей награды; она позволяет нам участвовать в свадебном пиру Сына Божьего. Первая одежда даёт нам право предстать перед Богом для нашего спасения. Вторая одежда даёт нам право предстать перед Христом для нашей награды. Вторая одежда — это работа Святого Духа внутри нас. По сути, это тот Христос, которым мы живём и которого мы являем своей жизнью. Это тот Христос, который выражается через нас в нашей повседневной жизни. Вот что такое праведности святых в стихе 8.
Вторая одежда — это и та праведность, о которой говорится в Мф. 5:20. В этом стихе Господь Иисус сказал: «Ибо говорю вам, что если ваша праведность не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы ни в коем случае не войдёте в царство небес». Это веские слова, и мало кто среди христиан понимает их. В этом стихе ясно показано, что мы должны иметь праведность, которая превосходит праведность фарисеев. Этой праведностью является не объективный Христос, которого мы получили как нашу одежду для нашего оправдания, а субъективный Христос, которого мы являем своей повседневной жизнью. Это не оправдывающая одежда, а одежда, позволяющая нам получить награду.
Иллюстрацией этого служит свадебная одежда в Мф. 22:11 и 12. В этой притче Господь говорит о человеке, который приходит на свадебный пир без свадебной одежды. Царь, увидев его, говорит: «Друг, как ты вошёл сюда не в свадебной одежде?» Гость делается безмолвным. Тогда царь говорит слугам: «Свяжите ему ноги и руки и выбросьте его во внешнюю тьму. Там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22:13). Свадебная одежда — это не оправдывающая одежда, а очень особая одежда. В древности у иудеев был обычай, по которому никто не мог прийти на свадебный пир без особой свадебной одежды. Если мы хотим быть на свадебном пиру Агнца, мы должны быть одеты в такую одежду. Если вы хотите получить право на участие в свадебном пиру Христа, вам нужно жить Христом и являть Его в своей повседневной жизни. Этот Христос, субъективный Христос, будет свадебной одеждой, которая позволит вам пройти на свадебный пир. Таким образом, нам нужна и оправдывающая одежда, и свадебная одежда.
О второй одежде говорится в Отк. 3:4, 5 и 18. В 3:4 и 5 Господь сказал церкви в Сардах, что те, кто не осквернил свою одежду, будут ходить с Ним в белом и что победители будут одеты в белую одежду. Это одежда для свадебного пира. В 3:18 Господь посоветовал церкви в Лаодикии купить у Него белую одежду. Таким образом, в Откровении делается акцент на второй одежде. Если у нас не будет её, мы не попадём на свадебный пир.
3. Вышитая одежда в Псалме 44
Эти две одежды можно увидеть и в Пс. 44. В этом псалме у царицы две одежды (ст. 14-15): одна соответствует объективной праведности, предназначенной для нашего спасения, а другая — субъективной праведности, предназначенной для нашей победы. Вторая одежда — это то же самое, что свадебная одежда в Мф. 22:11-12. Царица в Пс. 44 обозначает церковь. Её первая одежда украшена золотом, а вторая — «испещрена», то есть украшена вышивкой. В Библии золото обозначает божественную природу Бога. При спасении мы получили золотую одежду, позволившую нам быть в присутствии Бога. В дополнение к этому нам нужна другая одежда — вышитая. Эта вышивка обозначает преобразующую работу Святого Духа. Сегодня Святой Дух работает над нами, преобразовывая нас точно так же, как вышивальщица делает много стежков на ткани. У нас уже есть первая одежда, но наша вторая одежда сейчас готовится посредством вышивающей работы Святого Духа. Эта одежда позволит нам увидеть Христа у Его судного престола. День за днём мы переживаем иглу Святого Духа, Его преобразование. Как нам нужна эта вторая одежда! Это серьёзный вопрос.
Однако несмотря на всю важность этого вопроса большинство христиан придают значение только первой одежде. Некоторые даже говорят: «Если мы оправданы, искуплены и спасены, этого достаточно». Не слушайте их. Этого достаточно для спасения, а как же награда? Вам нужно не только оправдание, но и одобрение. Одобрит ли вас Христос, когда вы явитесь перед Его судным престолом? В Мф. 22:14 очень ясно сказано, что будут избраны некоторые, но не все. Только те, у кого есть вторая одежда, произведённая вышивающей работой Святого Духа, будут избраны и получат право участвовать в свадебном пиру Агнца.
В. Начнёт царствование Господа
В стихе 6 голос великого множества провозглашает: «Аллилуйя! Ибо воцарился Господь, наш Бог Всемогущий». Царствование Бога, царство, связано с браком Агнца, а брак Агнца — это результат завершения Божьего новозаветного домостроительства. Божье домостроительство в Новом Завете направлено на то, чтобы приобрести для Христа невесту, церковь, посредством Его искупления и божественной жизни. Благодаря постоянной работе Святого Духа на протяжении всех столетий эта цель в конце этого века будет достигнута. Тогда невеста с побеждающими верующими будет готова. Одновременно придёт царство Божье. Это соответствует пророчеству Господа в Мф. 26:29.
Свадьба начнёт царствование Господа, царство, потому что все приглашённые на свадьбу гости будут и совокупной невестой, и царями вместе с Женихом. Жениху, который завладеет всей землёй как Своим царством, определённо нужно много «младших царей», которые царствовали бы вместе с Ним. Все, кто будет царствовать вместе с Ним, будут Его совокупной невестой.
Я не знаю точно, как долго будет продолжаться свадебный пир. Сама свадьба, которая произойдёт в воздухе, продлится недолго. После свадьбы начнётся свадебный пир. Свадебный пир всегда намного продолжительнее свадьбы. Я полагаю, что свадебный пир продлится тысячу лет, но Библия не даёт нам оснований утверждать это с полной уверенностью. Для Господа тысяча лет — как один день (2 Пет. 3:8). В Мф. 22 показано, что свадебным пиром будет тысячелетнее царство. Для нас тысячелетнее царство будет свадебным пиром. Все, кто приглашён на свадебный пир, будут участвовать и в тысячелетнем царствовании в качестве царей. Наш Царь будет Женихом, мы, царствующие вместе с Ним, будем Его невестой, а тысячелетие будет нашим медовым месяцем. Тысячелетнее царствование Христа будет нашим пиром.
Я твёрдо убеждён, что многие христиане не получат в награду право царствовать с Христом в грядущем царстве. Возможно, вы спасены, но чтобы получить в награду царство, вы должны стать победителем. Для победителей царствование с Христом в Его царстве будет свадебным пиром.
V. БРАЧНЫЙ ОБЕД АГНЦА
В стихе 9 говорится: «И он говорит мне: Напиши: «Блаженны званные на брачный обед Агнца». И говорит мне: Это истинные слова Божьи». Брачный обед Агнца здесь — это свадебный пир в Мф. 22:2. Он будет наградой для побеждающих верующих. На него будут приглашены не все спасённые, а только победители. Пять неразумных дев в Мф. 25:8-13 не попадут на него. Однако, после того как Господь проведёт над ними работу в веке царства, они будут участвовать в Новом Иерусалиме в вечности. Поэтому быть приглашённым на свадебный пир Христа, с которого для побеждающих верующих начнётся наслаждение тысячелетием, — значит быть блаженным. Приглашённые на брачный обед Агнца побеждающие святые будут также невестой Агнца. Блаженство, о котором говорится в стихе 9, — это блаженство участия в тысячелетии.
В Мф. 22:14 говорится: «Ибо много призванных, но мало избранных», а в Отк. 17:14 говорится: «Те, кто с Ним, призванные, и избранные, и верные…». Быть призванным — это одно, а быть избранным — другое. Те, кто последует за Господом и будет сражаться с Антихристом, будут не только призванными, но и избранными. У нас есть уверенность, что мы призваны, но у нас ещё нет уверенности, что мы будем избраны. Это решится у судного престола Христа. После восхищения мы предстанем перед Господом у судного престола, и Он решит, достойны ли мы быть избранными. Только избранные будут приглашены на брачный пир Агнца.