ЗЕМЛЯНЕ

1 509 подписчиков

Язычники, фарисеи или христиане?

 

Кто мы: язычники, фарисеи или действительно христиане?

Проверить не сложно: достаточно посмотреть, что является главным в нашей религиозной жизни.

В своей жизни человек руководствуется определенными принципами, которые мы называем мировоззрением.

История знает три основные формы религиозного мировоззрения, которые отличаются не только обрядовой стороной, но самое главное - принципиальным отношением к жизни.

   Это язычество, ветхозаветная религия и христианство. Но и внутри христианства можно встретить далеко не христианское отношение к жизни.

Суть язычества составляет внешняя сторона жизни человека, он порой совершенно не осмысляет себя как личность, связанную с Богом. Для язычника человек сам по себе, а Бог сам по себе, и связь человека и Бога по мировоззрению язычника осуществляется посредством религиозного обряда.

Язычник верит, что Богу приятна его жертва и Бог в свою очередь за эту жертву благословит язычника и даст то, что ему нужно: удачу в делах, сохранит в путешествии, защитит от злой силы, исцелит от болезни. Язычник к Богу совершенно равнодушен, его религия - это всего лишь сделка.

 И если Бог не выполнит чаяний язычника, то язычник перестает в него верить и приносить ему жертвы. Язычник - человек внешней, плотской веры. Самое важное для него - жизнь плоти, чтобы ему было уютно, тепло, сытно. Для того чтобы Бог выделил "шесть соток" в Царствии Божьем, всего лишь нужно читать правило, соблюдать посты, ходить на службу, изредка причащаться, не грешить.

 Грех язычник осмысляет как некую юридическую норму - нельзя делать то-то и то-то. А если сделаешь, то попадешь в ад, где черти тебя будут жарить на сковородке.

Кстати, адские страдания язычник тоже воспринимает плотски. И об адских мучениях он рассуждает гораздо более выразительно и изощренно, чем о райском довольстве, наверное, это по духу ему ближе.

 Для язычника совершено недоступно евангельское понятие любви, и поэтому Евангелие у него совершенно не востребовано. Любовь язычник понимает только потребительски.

Евангелие для язычника будет недоступным до тех пор, пока язычник не решится умереть для жизни плотской.

 Всё, что ценно для язычника, у христианина вызывает отвращение, и наоборот. Это самое трудное в обращении язычника в христианство.

 Изменение мировоззрения, способа восприятия мира - самый трудный и болезненный процесс, который подобен смерти, но если не умрешь, то и не родишься для жизни вечной.

 Самая большая беда некоторых современных христиан заключается в том, что они не решились умереть для плотской жизни и своё языческое естество облекают христианскими обрядами и обычаями.

Будучи с виду христианами, они остаются страшно далекими от Евангелия, и хоть они все увешаны крестиками и разными православными "фенечками", они мало имеют отношения ко Христу. Удивительно, но язычество живо и прекрасно себя чувствует и даже может синтезировать в себе внешнюю христианскую обрядовую сторону.

Другое мировоззрение - это ветхозаветная религия, в основе которой лежит Закон Божий, и соблюдение Закона является главной добродетелью.

Закон предписывает любить - я буду любить, закон предписывает почитать отца и мать - я буду почитать, закон предписывает не красть - я не буду воровать, закон предписывает не прелюбодействовать - я не буду этого делать.

Не потому я почитаю отца и мать и не ворую и не прелюбодействую, что я нравственный человек, а потому, что так предписывает закон. Если бы закон не содержал этих заповедей, то я с удовольствием предался бы и блуду, и воровству и забыл бы про отца и мать.

Ветхозаветная нравственность исходит не от человека, а от закона. В этом вся проблема. Ветхозаветные праведники находились в шеоле. Им еще не была доступна нравственность христианская, которую в мир принес Христос. Удивительно, но в Ветхом Завете Любовь в христианском понимании, как любовь жертвенная, которую нам открыл Христос на кресте, была непонятна и недоступна.

Христос нам открыл, что источник нравственности - не закон, а человек. "Если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (Гал. 2:21). Ветхозаветное мировоззрение в христианстве - это такая форма религиозности, при которой человеческая личность мыслится только в единственном числе.

 От этого рождается фарисейское осуждение.

Все должны быть как я, жить должны как я и думать как я.

Самое главное - это Закон, и Царствие Божье получает лишь тот человек, который точно его соблюдает. Нет пощады тем, кто не соблюдает или нарушает закон.

Вся беда фарисеев в том, что они не могут понять, что закон для человека, а не человек для закона, что вся ценность закона в том, чтобы он развил в человеке нравственную основу, способную воспринять Христа.

 В современной церковной жизни проблема фарисейства стоит так же остро, как и проблема христианского язычества. Не имея в себе Христовой нравственности, православные фарисеи делают церковь неудобоносимым тяглом, ярмом и игом, но без Христа.

И это ярмо совсем не благо, и оно весьма нелегкое. Фарисеи сосредоточены на отцеживании комаров, как-то на точности соблюдения постов (не дай Бог, в составе продуктов окажется яичный порошок), внешнего вида (не дай Бог, юбка будет не такая длинная), или совершении богослужения по Типикону (не дай Бог, сократишь канон и прочитаешь стихиры не по три раза, а по одному).

Каковы взаимоотношения у нас между прихожанами? Братья ли мы и сестры друг другу?

 Являемся ли мы в храме членами Тела Христова, соединенными друг с другом любовью во Христе?

 Этими вопросами проверяется, Христовы ли мы.

Из евангельского повествования мы видим, что если и гневался на кого Христос, то только на фарисеев, потому что фарисеи умудрились скрыть под Божьим законом самого Бога. Фарисейская закваска самая опасная, и это актуально и в настоящее время.

 С виду современные фарисеи являют собой образ веры и ревности по Богу, но на самом деле они совсем Бога не знают и не имеют с Ним ничего общего.

И наконец, христианское мировоззрение - это мировоззрение, в центре которого Христос. В Евангелии Христос открывает человеку Бога. Бог есть любовь. "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1 Ин. 4:8). "И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин. 4:16).

В христианстве человек познает Бога и свою жизнь основывает на Боге, то есть на Любви. Чтобы пребывать в любви, необходим объект любви. Этим объектом должен стать ближний.

Любить Бога - значит любить любовь. Это значит, что отношения с ближним выстраиваются не по велению закона, а как естественное движение души. Христос дает всего одну заповедь: любить друг друга, - и эту заповедь Он называет новой. Новизна этой заповеди в том, что она должна исходить из сердца, а не от закона.

Христос принес в мир свободу - и свободу от закона в том числе. Человек обретает спасение не через скрупулезное соблюдение закона, а через веру в новую жизнь, которую открыл человеку Христос. Поэтому в христианстве открывается особая важность личности человека. Одна личность должна соединиться с другой личностью в Любви.

 Это и есть осуществление троичной жизни в жизни человека. Посредством подобной жизни человек осуществляет жизнь Божественную.

Человек пребывает в Боге, и Бог пребывает в нем. Такую жизнь можно осуществить только в Церкви. А вне Церкви божественная жизнь недоступна, недоступно и спасение в христианском понимании этого слова. Вне Церкви человек не может и не способен научиться любить. Святость - это совершенство в Любви, а грех - это поступок против Любви.

Самое главное в нашей религиозной жизни - это другой человек, наш ближний. Это тот, с кем мы стоим и молимся рядом на литургии, с кем мы общаемся, с кем радуемся и печалимся. Бог только там, где есть ближний, и чем мы ближе к ближнему, тем ближе к Богу, в Его радости, в Его мире, то есть в Царствии Божием, которое не здесь и не там, но внутри нас. И если мы сможем пойти путем покаяния, то есть полного изменения самого себя, и усвоения настоящих христианских ценностей, мы обретем вечную радость и мир во Святом Духе, Который будет пребывать с нами и внутри нас во веки веков.

(Свящ. Владимир Балашов)

www.kiev-orthodox.org

 

Картина дня

наверх