ЗЕМЛЯНЕ

1 509 подписчиков

Будущее единства религии и науки. Часть1.

Автор: Александр Ромашов 

 Источник:

Журнал "Мир нравственности", №5, 2003

Выдержки из доклада на московском круглом столе IIFWP "Религия и наука: возможности, формы и перспективы диалога" 30 июня 2003 года.

1. Две ветви знаний.

Испокон веков людям были очевидны три мировых Начала: Бог-Дух, Природа (материя) и Человек. Мир — это непрерывный процесс взаимодействия указанных Начал, в котором все они каким-то удивительным и пока таинственным для нас образом взаимодействуют между собой, помогая друг другу и все вместе обеспечивая согласованное вечное существование, непрерывный процесс циклического рождения, развития и умирания бесконечного множества миров. Но какова роль каждого из мировых Начал, как они взаимодействуют между собой и что лежит в основе их Единства — на эти вопросы человечеству еще предстоит ответить, они и в наше время остаются до конца не решенными, хотя именно в этом окончательном решении состоит космическая миссия человечества.

В ходе познания сформировались две основных ветви знаний, как бы два главных ствола или узла (блока) будущего Единого Знания: богословие и естествознание. Эти две ветви знаний объективно отражают наличие в самом Едином Мире двух половин: божественной и материальной. В лице Иисуса Христа пророческое видение божественной половины, по всей вероятности, достигло своего максимального масштаба и предельной отчетливости: невидимая божественная сила была воспринята как действительно единая духовная сила, как Бог-Дух (Отец Небесный). Это и означало, что в окружающем мире люди выделили две его половины, как бы разделили "механизм" на два блока: материальный и духовный. Не зная еще их структуры и как они соотносятся между собой, но чувствуя большие возможности (таинственность) духовной половины, люди в своем представлении о мире совсем отделили Бога от Природы и превратили Его в единоличного Творца всех материальных реалий и самих себя. Дальнейшее познание в основном сосредоточилось в материальной половине, в то время как духовная половина была признана недоступной опытному познанию, как бы неприкасаемой — ей можно было только поклоняться. Со временем менялись лишь объекты обожествления (поклонения): начав с одухотворения всех природных реалий (период анимизма), люди перешли потом к обожествлению наиболее значимых объектов: природных стихий и небесных светил (язычество), а в христианстве Бог впервые был осознан как духовная сила.

Процесс укрупнения знаний в духовной половине в итоге достиг известных ныне основных "блоков" — сформировались четыре мировых религии: иудаизм, буддизм, христианство, ислам. И на повестку дня встала проблема дальнейшего укрупнения духовных знаний. Казалось бы, можно было просто соединить все религии в одну. Однако такое "оперативное" продвижение к Единому Знанию практически невозможно. Дело в том, что каждая из религий — это еще не готовый и полноценный блок Единого Знания, это лишь "куски", произвольно отделенные от Единого Мира (в виде определенных пророческих идей), которые подлежали человеческому исследованию (проверке жизнью), как бы обработке и подгонке друг к другу. Чтобы эти блоки совместить между собой, в них необходимо выделить те характерные общие первоэлементы, как бы крупицы Единого Духа, которые лежат в основе всех религий, ибо только через них возможно построение и всего Мироздания, и Единой Картины Мира.

Многие религии признают наличие Единого Бога, но представления о Нем у разных народов различны — они строятся на основе пророческих свидетельств (откровений). А эти свидетельства оказались выраженными по-разному, на основе жизненного опыта и среды окружения каждого пророка. Человеческие идеи, в том числе и откровения пророков, могут отличаться от божественных идей, которые люди улавливают из Единого Мирового Духа. Идея — это видение духовной половины (Бога), а свидетельства органов чувств — это материальная картина того же объекта. Их соединение (совместимость) и дает знание исследуемого объекта. Так вот, видение духовной половины (восприятие Идеи) у разных людей (пророков) может быть примерно одинаковым или совершенно различным (все зависит от полноты восприятия духовной половины). Но чувственные картины, в силу различий условий жизни, всегда различны. Отсюда и представления о мире в целом и о том, как люди должны жить в нем, у разных народов оказались заметно разными. Все пророки говорили об одном и том же (о Едином Боге), но разными словами и понятиями, свойственными времени и месту их жизни, что и привело к образованию у простых людей различных представлений о Боге, т.е. к возникновению множества религий.

Каждый человек может ощущать всю духовную половину (идею Бога), но познать весь мир через свои органы чувств (непосредственно увидеть) он принципиально не в состоянии. Поэтому-то уделом каждого человека и является ограниченный участок (по времени и пространству), на котором он живет и трудится. Чувственное познание всего мира представляет задачу исторического человечества. И основная роль в таком познании принадлежит как раз Мировой Науке. Добытые всеми поколениями, народами и науками сведения в итоге должны быть объединены между собой. Но для этого их надо превратить в подлинные знания, т.е. материальные и духовные картины всех объектов необходимо соединить между собой. Это и означает, что для завершения процесса познания мира в целом Религия (духовное видение мира) и Наука (знание законов материальной природы) должны объединиться, ибо природные закономерности поведения отдельных объектов и их групп есть не что иное, как отражение или проявление всей упорядоченности (сущности) духовной половины. И если научные закономерности верны, то объединение науки и религии действительно возможно.

Картина дня

наверх