ЗЕМЛЯНЕ

1 509 подписчиков

ЗАЧЕМ СОЗДАН МИР.

 

Когда что-то плохое случается с хорошими людьми, многие из нас недоумевают: если Всевышний желает нам только добра, почему же жизнь наша полна страданий и боли? Но весь вопрос в том, какими критериями мы пользуемся, чтобы определить меру «хорошего» и «плохого»…

 

 

 

«Как найти смысл в страдании»

У истоков еврейского мировоззрения лежит вера в Творца, который создал вселенную.

История нашего народа началась с вопроса «Кто сотворил мир?». Вопрос этот, как сообщает Мидраш Берешит Раба (гл. 39), впервые задал себе наш праотец Авраам. И, открыв Истину, признал существование Всевышнего.

Всевышний существовал задолго до того, как начался процесс Сотворения мира, и все созданное Им продолжает от Него зависеть. Вселенная — выражение Его воли, и ее жизнь возможна исключительно благодаря тому, что Творец постоянно снабжает ее энергией. Так, Рамбам(великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного Кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век), формулируя 13 принципов веры, в первом из них пишет: «Творец создает и управляет всем живым, и только Он создавал, создает, и будет создавать все сущее».

Итак, если Всевышний сотворил мир и продолжает поддерживать его существование, Он, очевидно, преследует этим определенную цель. Разумные существа, а тем более — Высший Разум, не совершают бесцельных поступков. До того, как Он начал создавать мир, Творец уже был полноценным и совершенным. Он не нуждался во вселенной, потому что у Него было все. Более того, чтобы создать вселенную, — разъясняют наши великие Учителя, — Ему пришлось сознательно Себя ограничить.

Из всего этого следует, что создание мира имеет определенную цель. И это означает, что в основу вселенной Всевышний заложил такие принципы и законы, которые помогают ей двигаться по направлению к реализации этой цели. Никто, как очевидно, не станет просто так, от нечего делать, вкладывать во что-то время и энергию.

Бывает, конечно же, что, начав работу над каким-либо проектом и питая надежды на успех, мы впоследствии обнаруживаем, что, по тем или иным причинам, нам не удается добиться желаемого результата. Потому что мы по природе своей не способны учесть все факторы, которые могут помешать осуществлению наших планов. Иное дело — Творец. Он — лишен подобных недостатков. Он по определению не может создать мир, в котором Его План не будет реализован.

Мы, человеческие существа, для достижения своих целей используем материалы, существовавшие до нашего появления на свет. В отличие от нас, Всевышний создавал вселенную не из готовых материалов. Он сам — источник материи, из которой построен мир. Именно Он наделил все виды материи особыми свойствами.

Поэтому невозможно представить себе, чтобы созданная Им материя вдруг вышла из-под Его контроля и начала действовать против Его Воли. Кроме того, у Творца есть неизменное «право вето» на то, что движется «не в том» направлении. Он может лишить тот или иной элемент Творения своей поддержки, и этот элемент перестанет существовать.

Все эти концепции имеют огромное значение. Хоть мы и верим в то, что вселенная создана Всевышним, мы, тем не менее, большую часть времени не осознаем, какие последствия имеет наша вера. Чаще всего мы воображаем, что Он — часть созданного Им мира. Эта инертность человеческого мышления и заставляет нас переносить на Него наши ограничения, мешает нам по-настоящему осознать, что Он способен держать под контролем все без исключения сферы жизнедеятельности вселенной.

Но, как только мы поднимаемся на уровень осознания истинной связи между Всевышним и Его Творением, мы начинаем понимать, что Творец направляет развитие вселенной так, чтобы цель, которую Он перед собой поставил, была бы, в конце концов, достигнута. Эта способность Творца называется Провидением.

Существование Провидения означает, что Творец не только создал этот мир с определенной целью, которая с течением времени никак не меняется, но и поддерживает с ним связь, позволяющую Ему следить за исполнением этой цели.

Наша традиционная вера в Провидение — противоположна теории, согласно которой миром, или, по крайней мере, некоторыми его аспектами, управляет случай.

Одно из важнейших последствий веры в Провидение — понимание того, что цель есть не только у всей вселенной, но и у каждого отдельно взятого элемента бытия. В числе этих элементов — и человеческие жизни. Подобно тому, как Творец направляет развитие мира к его конечной цели, Он также руководит и нашими жизнями. С тем, чтобы каждый из нас сыграл в этом мире уготованную ему роль.

Приняв данный факт, мы тем самым полностью меняем наше самосознание. Если наша жизнь имеет определенную цель и Творец постоянно присматривает за нами, чтобы дать нам возможность реализовать свое предназначение, вероятность того, что некое случайное событие навсегда собьет нас с курса и помешает нам достичь конечной цели нашего существования — чрезвычайно мала.

Провидение гарантирует нам такие условия существования, которые необходимые для реализации цели, поставленной перед нами Всевышним. И ничто не может этому помешать.

Каждому из нас следует понимать, что его появление в этом мире имеет определенную цель. В каждого из нас Творец вложил частичку своего Замысла, и каждый миг жизни любого человека дарован ему для того, чтобы он мог реализовать стоящую перед ним конкретную задачу. У данной позиции нет ничего общего с теорией о том, что нелепая случайность в любой момент может отнять у человека жизнь.

Провидение вдыхает в жизнь каждого из нас особый смысл. Вера в случайности лишает нашу жизнь смысла. В самом деле. Моя жизнь ничего не стоит, если я могу лишиться ее просто так, без какой-либо серьезной причины…

 Что такое хорошо и что такое — плохо

 

В своей книге «Почему плохие вещи случаются с хорошими людьми» Гарольд Кушнер задается вопросом: как Творец может желать нам добра, если наша жизнь полна страданий и боли? Основываясь на собственной оценке качества человеческой жизни, он выносит Творцу приговор. По мнению Кушнера, Творец — не совершенен, причем, степень его несовершенства такова, что Он практически не влияет на качество нашей жизни.

Тут необходимо подчеркнуть, что любая попытка оценить Всевышнего чревата опасными последствиями. Ибо при этом мы пытаемся измерить Его безграничный интеллект с помощью человеческих, ограниченных умственных способностей. Однако, если мы задаемся тем же вопросом не для того, чтобы осудить Творца, но — чтобы лучше понять природу наших с Ним взаимоотношений, этот вопрос становится не только оправданным, но и жизненно необходимым. Неспособность или нежелание задать его — признаки недостаточного доверия человека к Всевышнему, когда человек полагает, что Он в нашей жизни не участвует. Вера, слишком робкая для того, чтобы попытаться найти ответ на подобные вопросы, не способна открыть перед нами дверь на иной уровень реальности, навсегда оставляя нас в оковах материальности.

Поставленный Кушнером вопрос предполагает, казалось бы, наличие четкого стандарта, с помощью которого производится оценка качества нашей жизни. Однако, если мы проанализируем, как Кушнер использует понятия «плохое» и «хорошее», мы убедимся в том, что он обращается с ними весьма непоследовательно.

Для Кушнера «хорошее» и «плохое», по сути — синонимы слов «приятное» и «неприятное». С его точки зрения, хорошая жизнь — это приятная жизнь. Оценивая людей, он использует термин «хороший» в значении — «приветливый», «симпатичный». Однако в еврейских источниках и книгах наших Учителей мы часто встречаем рассказы о страданиях благочестивых людей — тех, кто старался прожить жизнь в соответствии с Волей Всевышнего.

Вряд ли кто-либо будет спорить с тем, что многие приятные вещи могут иметь негативные последствия, а неприятные — способны принести реальную пользу. Курение, к примеру, может доставлять удовольствие, однако, в конечном итоге, оно приводит к возникновению серьезных заболеваний. И, наоборот: нам порой приходится принимать горькие, неприятные лекарства, но на деле оказывается, что именно они спасли нам жизнь.

Какими же критериями нам следует пользоваться в оценке того или иного феномена?

Еврейские источники предлагают нам оперировать понятиями — «осмысленное» и «бессмысленное». Ничто не способно сыграть такую важную роль в жизни человека, как поиск смысла существования. Стремление найти этот смысл — логическое следствие двойственности природы человека, физическое тело которого — смертно, а душа живет вечно.

Душа всеми силами стремится восстановить выходящую за рамки материального мира связь с Бесконечностью, порождением которой она является. Связь эта обретает истинный смысл лишь в контексте некой смысловой структуры, существующей вне человеческого «я». Поиски такой «структуры» отражают потребность души принадлежать Бесконечности.

И нет для человека пытки страшнее, чем ощущение, что его жизнь — бесцельна и бессмысленна.

Цель — ключевой элемент любой человеческой деятельности. И, если мы, мыслящие существа, не можем определить цель своего существования, это подрывает наше фундаментальное представление о своей природе и собственном «я». Присутствие цели дает человеку силы переносить самые страшные мучения — ведь само по себе страдание не мешает ему воспринимать себя как личность. С другой стороны, если цель — отсутствует, какой приятной ни была бы наша жизнь, мы ощущаем внутри лишь холодную пустоту.

Когда основным критерием оценки собственной жизни становится наличие или отсутствие цели, мы вынуждены определить для себя эту самую цель. Если поиски смысла жизни отражают стремление души воссоединиться с Бесконечностью, значит, этот смысл или цель лежит вне плоскости нашего земного существования. Поиски цели неизбежно провоцируют следующий вопрос: почему Творец создал нас?

 

 

Смысл мироздания

Почему Всевышний сотворил вселенную? Какие цели Он при этом ставил перед собой?

 

Он, разумеется, ни в чем не нуждался, ибо по определению Он — абсолютен и совершенен.

Для того, чтобы понять преследуемые Всевышним цели, необходимо разобраться, какова была Его природа до того, как Он сотворил мир и начал с ним взаимодействовать. То есть — понять Его сущность, а не только то, как Его Присутствие проявлялось и проявляется в истории человечества.

Однако это недоступно нашему пониманию. Мы не можем знать, каким был Творец до того, как сотворил мир.

Поэтому единственное средство познания сути Всевышнего — изучение Торы, этого бездонного источника знания, без которого невозможна наша жизнь, и которое мы неспособны приобрести собственными силами. Из Торы мы узнаем, что Всевышний создал мир из желания давать и дарить. Как сказано: «…мир, свидетельствующий о Твоей доброте и любви, Ты создал» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 89, ст. 3). Акт дарения, в свою очередь, предполагает наличие того, кто этот дар примет. Поэтому Творец и создал людей, способных принять Его дары.

«Подарки» Всевышнего не идут ни в какое сравнение с нашими подарками. Например, мы подаем милостыню нищему частично для того, чтобы избавиться от чувства неловкости, возникающего при встрече со страдальцем. Однако до сотворения мира не существовало ничего такого, что могло бы вызвать у Творца чувство жалости. Поэтому Его желание давать и дарить продиктовано исключительно Его собственной природой. Оно — выражение Его бесконечной Доброты.

Отдавая что-либо, человек руководствуется разными мотивами. Часть из них достойна восхищения, остальные — порицания. Если подарки делаются для того, чтобы возвыситься за счет другого человека, или же поставить его в зависимость от себя, в этом, безусловно, нет ничего хорошего. Такая «щедрость» не прибавляет, но — отнимает. Творец же, поскольку Он ни в чем не нуждается, никогда не руководствуется желанием отобрать. Его Щедрость не содержит в себе ни крупинки корысти и направлена исключительно на благо получателя даров.

Так как сам Творец является идеальным дарителем, Его дар — тоже идеален. Дар этот заключается в возможности воссоединения с Ним — источником Добра и Света. Таким образом, Творец создал человека — существо, способное до Него дотянуться.

Всевышний, безусловно, способен преподносить нам дары бесконечно. Однако наивысшая цель нашего существования состоит не в том, чтобы бесконечно принимать Его подарки. Автоматически принимая Его Щедрость, мы утратили бы свою независимость, превратившись в продолжение Его сути. А получатель подарков должен существенно отличаться от дарителя. Это — непременное условие проявления доброты.

Подарки, «падающие» на нас просто так, без видимой причины, подрывают наше самоуважение. Получая что-либо даром, без малейших усилий с нашей стороны, мы попадаем в абсолютную зависимость от дарителя, и утрачиваем свое уникальное «я». Даже если подарок нам очень нравится, мы, тем не менее, получая его «просто так», испытываем замешательство. Когда наши усилия приносят плоды, мы наслаждаемся ими в гораздо большей мере, чем дарами.

Именно поэтому молодой человек, который несколько лет тяжело трудился, копил деньги и купил себе, наконец, подержанный «Форд», получает от своего автомобиля гораздо большее удовольствие, нежели его сверстник, одолживший у отца машину самой последней модели. Сын богатого родителя, катаясь на отцовском «чуде техники», не испытывает удовлетворения, потому что ничего в это не вложил.

Мы предпочитаем заработанное своим трудом любым дарам. Потому что стремление заработать, заслужить что-либо отражает глубинную сущность мироздания. Вселенная, как плод усилий Творца и Его желания дарить, обретает смысл исключительно в контексте нашей способности заслужить Щедрость Всевышнего. Ибо только эта способность делает нас независимыми объектами, на которых эта Щедрость может излиться.

Теперь мы понимаем, почему Всевышний не дает нам абсолютно все — вне зависимости от того, насколько мы достойны Его даров. Его «необоснованная» Щедрость не принесла бы нам никакой пользы. Наоборот, мы лишились бы способности стремиться к единению с Творцом.

Важно подчеркнуть, что, изливая на человечество свою Щедрость, Творец одновременно устанавливает для нас определенные правила и обязанности. Если единственная цель Сотворения мира — возможность Творца даровать Себя и Свое благословение, тогда наша главная обязанность — стать достойными объектами Его Щедрости. Если эта обязанность остается невыполненной, сама цель существования мира оказывается под угрозой.

Такое понимание целей Творца дает нам абсолютно новый критерий оценки нашей жизни. Мы перестаем воспринимать жизнь как череду страданий и удовольствий. Конечно же, мы продолжаем надеяться, что наша жизнь будет приятной. Однако даже тяжкие страдания уже не провоцируют в нас сомнения в благожелательности Всевышнего Мы уже в состоянии осознать, что боль будет благом, если она помогает нам достичь конечной цели нашего существования — единения с Творцом. С этой точки зрения степень нашей духовной зрелости определяется не мимолетными жизненными условиями, а нашей готовностью стать достойными тех даров, которые посылает нам Творец мира.

Когда основным критерием оценки реальности становится наличие или отсутствие цели, наш взгляд на последствия, которые могут иметь для нашей веры страдания, радикально меняется. Многие люди считают, что их страдания — несправедливость, что совершенно не укладывается в концепцию о Справедливости Творца. Но, как только мы начинаем оценивать страдания с точки зрения цели, это противоречие разрешается само собой.

Тут возникает еще один вопрос: приближает ли меня моя боль к достижению конечной цели моего существования?

Для того, чтобы исчерпывающе на него ответить, недостаточно просто определить степень своего страдания. Нужно также подумать и о том, что ожидает нас в будущем. И тогда события текущего момента предстают перед нами в ином свете, позволяя по-другому оценить Замысел Творца. Наши сегодняшние испытания могут быть не столько наказанием за прошлые проступки, сколько — естественным и необходимым препятствием на пути к дальнейшему духовному росту.

Будущее скрыто от нас. Однако все мы из собственного опыта знаем, что событие, которое сегодня кажется нам оглушительным провалом, завтра может стать источником величайшей радости. И, разумеется, нам известны примеры, когда людям на пути к счастью и полной самореализации пришлось преодолеть множество трудностей и преград.

Пытаясь оценить события нашей жизни сквозь призму настоящего, мы упускаем из виду, что нашему разумению доступна лишь крошечная часть общей картины окружающей нас реальности. Испытываемая нами боль способна поглотить наше сознание и помешать различить за ней награду, которая ожидает нас в будущем. Когда-нибудь мы убедимся в том, что эта награда несоизмеримо выше любого земного удовольствия. Однако человек, не подозревающий о ее существовании, не понимает, что «игра стоит свеч», не осознает, что страдание стоит будущей награды.

Попытавшись соизмерить собственное страдание с той целью, которой мы призваны служить, (иными словами — оценить приближает оно нас к Творцу или нет), мы получаем возможность изменить свое отношение к страданиям, которые поначалу кажутся нам незаслуженными.

Когда человек поступает неправильно, и в результате с ним происходит что-то плохое, окружающие склонны оценивать это несчастье как посланное ему Всевышним наказание, как справедливое возмездие за провинность. Однако испытываемые нами страдания не являются наказанием Свыше, потому что подобная форма взаимодействия с человеком идет вразрез с той целью, которую преследовал Творец, создавая наш мир. Трудности и страдания, которые мы переживаем — лишь способ, с помощью которого Всевышний, очистив человека от ошибок, вернув его на правильный путь, вновь обретает возможность дарить ему Свое благословение. То, что мы называем «наказание», на самом деле — наш шанс приблизиться к Творцу.

Выбирая жизнь

Некоторых людей интересует и такой вопрос: если Всевышний создал мир, руководствуясь стремлением давать и дарить, почему тогда Он определяет природу и свойства Своих даров? Если человеку достаточно удовольствий этого мира, почему тогда Творец не позволяет ему насладиться ими сполна? Почему именно боль и страдания должны служить нам вехами, указывающими, в каком направлении следует нам приближаться к Творцу? Ведь, в конце концов, истинное дарение осуществляется ради блага получателя, а не для удовольствия дарителя. Почему же мы лишены возможности выбрать, какие дары нам хотелось бы получить? Почему наша жизнь должна протекать в соответствии со стандартами, которые определил для нас Всевышний?

Ответы на эти вопросы — достаточно очевидны.

Наши поиски смысла жизни представляют собой стремление души освободиться от оков смертной плоти — чтобы реализовать предназначение, дарованное ей извне. Источник этого предназначения — Бесконечный Творец, существующий независимо от нас.

Всевышний вдохнул во вселенную определенный смысл и цель. Он создал нас для того, чтобы одарить нас бесценным подарком — возможностью единения с Ним. Все, что не служит укреплению нашей с Ним связи, по определению лишено смысла и отдаляет нас от достижения цели, ради которой мы созданы.

Заданные здесь вопросы в действительности отражают фундаментальное недопонимание природы нашего бытия. В основе этого недопонимания — уверенность в том, что мы, хоть и появились на свет не по своей воле, но, тем не менее — хозяева собственной жизни. Поэтому мы, якобы, обладаем правом определять условия нашего дальнейшего существования.

Однако еврейская традиция придерживается противоположного взгляда на мир. Для того, чтобы жить, нам ежесекундно нужна поддержка Всевышнего. Если бы Он перестал обеспечивать нас жизненной энергией, мы исчезли бы в мгновение ока. Он же, в свою очередь, дает нам возможность существовать для того, чтобы мы стремились осуществить цель, ради которой Он нас создал. Он хочет, чтобы мы предпочли жизнь — смерти. Ведь, если мы решаем остаться вдали от Него, мы тем самым обрекаем себя на верную смерть. Не интересуясь ничем, кроме земных утех, мы разрываем нити, связывающие нас с нашим Творцом.

Руководствуясь своим желанием бесконечно дарить, Всевышний не может позволить нам себя убить (хотя со временем, если мы будем и впредь настойчиво упорствовать в своем нежелании понять истину, это может у нас получиться).

Представьте, отец дает сыну-подростку кредитную карточку. И юноша, вместо того, чтобы использовать доверенные ему средства на покрытие расходов, связанных с учебой в колледже, тратит все на развлечения. Однажды отец узнает, что сына нашли в машине в состоянии опьянения. Разумеется, он немедленно аннулирует кредит. Когда он давал сыну кредитную карточку, он не собирался помогать ему разрушать свое будущее. И, отбирая у него возможность пользоваться деньгами, отец, безусловно, не примет в расчет протесты юноши, утверждающего, что он волен тратить дарованные ему деньги по собственному усмотрению.

Точно также Творец делает все возможное для того, чтобы помешать нам уничтожить себя. А ведь именно это и ждет нас, если мы окажемся недостойными Его подарков... 

 

Раввин Ицхак Кирцнер

 

http://www.evrey.com/sitep/psychology/arkhiv.php3?menu=295 

 

Картина дня

наверх