ЗЕМЛЯНЕ

1 509 подписчиков

Что Библия говорит о Троице?

 

 

 

 

Свят, свят, свят!
Господь Бог Всемогущий!
Все творение славит Твое Имя
На земле, в небесах и на море;
Свят, свят, свят!
Милостивый и Всемогущий!
Бог в трех Лицах!
Святая Троица!

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь».

2-е Послание Коринфянам св. ап. Павла 13:13

«Веруйте же в Аллаха и его посланников и не говорите: «Троица!»»

Коран 4:171

Введение

Поскольку и христиане и мусульмане верят, что есть лишь один Бог, многие считают, что христианство и ислам – в принципе, одно и то же. В конце концов, — говорят они, – наше понимание Бога – основа всего, во что мы верим, и если мы понимаем Бога одинаково, то
можно сойтись и во всех ключевых вопросах. То есть, если и есть отличия между христианством и исламом, то лишь во второстепенных вещах, которые не суть важны.

Однако на самом деле между христианством и исламом существует огромная и существенная разница в учении о Боге. Мусульмане верят не просто в то, что есть только один бог, но и в то, что этот бог абсолютно един. У него нет никого равного ему, нет партнеров или коллег и связывать его с кем бы то ни было — страшнейший грех (так называемый ширк). Таким образом, они отвергают, что у их бога есть сын и что он вообще может его иметь.

Христиане же верят, что единый Бог представляет Собой Троицу, три Личности: Отца, Сына и Святого Духа. Каждая из этих Личностей является Богом и отличной от других, и все же они являются одним Богом, не тремя. Такое понимание Бога решительно отделяет христианство от других монотеистических религий (ислама и иудаизма) и особым образом отражается в каждом аспекте христианского богословия. Христианское понимание Бога не только не дает нам точки соприкосновения с исламом, но и создает между нами бездонную пропасть.

В этой статье мы рассмотрим, что Библия говорит нам о природе единого Бога, который в трех лицах. Также мы посмотрим, какие возражения против этого приводят мусульмане и что мы можем на них ответить. В Библии мы находим все необходимые кирпичики для строительства ясной и целостной доктрины о Троице.

Она основывается на трех ключевых утверждениях, которые мы подробно рассмотрим:                                                                                        

1. Есть только один Бог
2. Отец есть Бог, Сын есть Бог, Дух Святой есть Бог
3. Отец, Сын и Святой Дух являются отдельными личностями

Троица в Библии

 

1. Есть только один Бог

Понимание того, что существует лишь один Бог – основополагающая истина ветхозаветного (ВЗ) учения и веры. Основа иудейского вероисповедания — Шма – однозначно утверждает это: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Второзаконие 6:4-5). Поэтому хотя ВЗ признает существование различных небесных или духовных существ, таких как ангелы (Бытие 28:12; Псалтырь 148:2), он не ставит их на один уровень с Яхве, Богом Израиля, который есть единый истинный Бог. Он есть вечный Бог, Творец неба и земли (Бытие 1:1; Исайя 40:28). Он Царь всего мира (Псалтырь 46:3; 97:6), который правит всем как суверенный Господь (Псалтырь 9:8; 102:19). Он Искупитель и Спаситель Своего народа (Второзаконие 32:15; Исайя 60:16). И во всем этом Он уникален (Исайя 44:6-8; 45:5-6). Это значит, что боги, которым поклоняются другие народы, на самом деле не существуют. ВЗ не только настаивает на том, что нет иного бога, кроме Яхве (Второзаконие 4:35, 39; Исайя 45:18-25), он также высмеивает бессилие других объектов поклонения, будь то идолы из дерева или металла (Исайя 44:9-20) или ложные боги, такие как хананейское божество Ваал (1Царств 18:25-29). Таким образом, Бог Израиля не только превосходный – Он абсолютно уникальный.

Вера в единого Бога была основополагающей и для евреев в межзаветный период и во времена Нового Завета (НЗ). Авторы НЗ никогда не подвергали это сомнению, но наоборот, не раз открыто это подчеркивали (напр., 1 Коринфянам 8:6; 1 Тимофею 2:5; Иакова 2:19), а когда не говорили об этом, просто считали это само собой разумеющимся. Это важнейшее основание для других учений НЗ, таких как понимание Павлом оправдания по вере как для евреев, так и для язычников (Римлянам 3:29- 30) и единство христианской общины (Ефесянам 4:3-6). Во всей Библии четко прослеживается свидетельство о том, что есть лишь один Бог. И что бы авторы Писания ни говорили об Иисусе и о Духе Святом, ясно, что они не намерены противоречить этому свидетельству. Их учение следует понимать в этих рамках, даже если оно развивает их в новых и неожиданных направлениях.

2a. Отец есть Бог

Не только ВЗ описывает Бога как Отца (Второзаконие 32:6; Исайя 63:16; 64:8), в НЗ это слово также часто используется по отношению к Нему. В Евангелиях Иисус говорит о Боге как об Отце, общается с Ним как с Отцом (Матфея 11:25-27; Иоанна 16:31 – 17:1) и учит Своих учеников обращаться к Нему в молитвах так же (Луки 11:2). В посланиях тоже немало говорится о Боге как об Отце (напр., Римлянам 6:4; Ефесянам 3:14). Во всем НЗ подчеркивается божественная сущность Отца, и мы можем обращаться к единому Богу, называя Его Отцом. В одном из отрывков говорится, что все люди – это «род» Божий, потому что Он наш Создатель (Деяния 17:26-28), но слово «Отец» используется, чтобы показать Его отцовское отношение к своему народу. Поэтому для христиан Он не просто Отец, который сотворил нас и все вокруг, но «наш Отец», давший нам новое рождение и принявший нас в семью Своих детей. Господня молитва предлагает нам обращаться к Нему «Отче наш» (Матфея 6:9), также Павел (в Римлянам 1:7 и во многих других своих приветствиях) и Иаков (Иакова 1:27) называют Бога своим Отцом. Но также важно, что в НЗ Бог неоднократно называет Себя Отцом Иисуса, и их отношения представлены как уникальные. Так, Сам Иисус часто называет Бога «Отец Мой» (напр., Матфея 7:21; Иоанна
5:17), а в посланиях Бог иногда назван «Отец Господа нашего Иисуса Христа» (напр., Колоссянам 1:3; 1 Петра 1:3). За исключением Господней молитвы, Иисус никогда не использует фразу «Отец наш», но только «Отец Мой» (см. выше) и «Отец ваш» (Матфея 5:16), а о Себе говорит как о «Сыне» (Иоанна 5:19-23). Также в словах, которые воскресший Христос передал Своим ученикам в Евангелии от Иоанна, сказано: «[Я] восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Он выделяет Свои отношения с Богом как Отцом от отношений между учениками и Богом (Иоанна 20:17).

Итак, все вышесказанное говорит нам лишь об особых отношениях Иисуса с Богом как его помазанный царь (Христос) и как Его представитель на земле (сын Божий). Однако в совокупности с другими свидетельствами НЗ это указывает нам на нечто большее: на вечные отношения между Отцом и Сыном, которые оба являются истинным Богом.

2b. Сын есть Бог 

В Писаниях НЗ Иисус Христос предстает перед нами как уникальный человек, намного более великий, чем любой другой. Ему принадлежат возвышенные титулы пророка (Иоанна 6:14), Христа (Римлянам 9:5), Сына Божьего (Лука 3:22) и Сына Человеческого (Матфея 20:28), а по Его воскресении и вознесении Он также становится Господом (Деяния 2:32-36). Павел ясно показывает, что теперь Он разделяет многие роли, которые выполняет сам Бог: Он является объектом веры (Галатам 2:20); Он дает спасение и жизнь вечную (1 Фессалоникийцам 5:9; Римлянам 6:23); и Он придет как Судья, чтобы забрать Свой народ (2 Коринфянам 5:10; 1 Фессалоникийцам 4:16-18). Но послания Павла и Евангелие Иоанна идут дальше. В Послании к Филиппийцам 2:6-7 Павел говорит, что Христос существовал еще до сотворения мира (см. также Галатам 4:4) и что Он равен Богу. Колоссянам 1:15- 20 говорит, что Христос отражает сам образ Божий и что Он был помощником Бога при сотворении мира и в деле примирения падшего творения с Богом. В Нем воплотилась предсуществующая Мудрость Божья и в Нем обитала полнота Божества телесно (Колоссянам 2:3, 9).Так, Христос имел небесное происхождение прежде начала времен, Он имеет Божественную природу и может быть назван «Бог» (Римлянам 9:5).

Для Иоанна Иисус есть Слово, которое является Самим Богом (Иоанна 1:1). Это Слово, которое было в начале у Бога и участвовало с Ним в творении и откровении (Иоанна 1:2-5), стало плотью и обитало среди нас (Иоанн 1:14). Будучи воплощенным Словом, Иисус стал превосходным и окончательным откровением Отца (Иоанна 14:7, 9), а также Его главным Представителем на земле, выполняющим целый спектр божественных задач (напр., Иоанна 3:17; 17:2), передающим слова Отца (Иоанна 14:10) и творящим Его дела (Иоанна 10:25). Фома исповедует Его как Господа и Бога (Иоанна 20:28), а первое послание Иоанна называет Его «истинным Богом» (1 Иоанна 5:20). Другие книги НЗ по-разному развивают эти идеи. Например, Послание к Евреям представляет Христа как превознесенного и единственного Сына Божьего (Евреям 1:2-3), который превыше ангелов (Евреям 1:4- 14). А в Книге Откровения превознесенному Христу поклоняются наравне с Богом (Откровение 5:8-14), Которому Одному только и должно поклоняться (Откровение 19:10). Так, НЗ утверждает божественность Христа не только через характеристики и роли, которые Ему приписываются, но и открыто называя Его Богом. НЗ ясно показывает, что Сын имеет такую же божественную сущность, что и Его Бог-Отец.

2c. Дух Святой есть Бог

В ВЗ Святой Дух больше известен как Дух Божий или Дух Господень (Яхве). Он был участником в Творении (Бытие 1:2). Он сходит в силе на судей Израилевых для выполнения великих дел (Судей 6:34; 14:6), а также на Саула и Давида для задач царства (1 Царств 10:6; 16:13). Считалось даже, что Он может и переносить людей в другое место (3 Царств 18:12; 4 Царств 2:16). Другими словами, Он является силой Божьей в действии. Дух ассоциируется с божественными дарами «мудрости, разумения и всякого искусства» (Бытие 41:38; Исход 31:3). Он также является Духом пророчества, вдохновляющим людей говорить слово Божье (Числа 24:2-3; 2 Паралипоменон 20:14-17; Иезекииль 11:5). Он настолько отождествляется с Богом, что восстать против Духа Божия — то же, что восстать против Самого Бога (Псалтырь 106:33). В НЗ Дух сходит на Иисуса для выполнения Его божественной миссии (Марка 1:10-11), которая включает в себя проповедь Евангелия и сотворение чудес (Матфея 4:23). В Книге Деяний сошествие Духа Святого на учеников в день Пятидесятницы рассматривается как обещанное излияние Духа пророчества на Божьих людей (Деяния 2:17-18), Он наполняет их, чтобы они говорили слово Божье (Деяния 4:8; 13:9). Будучи средством передачи Божьей силы и Божьего слова, Дух Святой приравнивается к Самому Богу. Как и Бог, Он вечен (Евреям 9:14) и всемогущ (Луки 1:35); Он всеведущ (1 Коринфянам 2:10-11) и дает новое рождение (Иоанна 3:5-7). Где живет Дух, там живет Бог (1 Коринфянам 3:16), и солгать Духу значит солгать Богу (Деяния 5:3-4).

И Павел и Иоанн говорят о том, что Святой Дух — это Дух Бога (Римлянам 15:19; Иоанна 3:34), однако они также отождествляют Его и с Иисусом. Для Павла Он — не что иное как Дух Иисуса Христа (Филиппийцам 1:19), а для Иоанна Он — заместитель Иисуса (Иоанна 14:16). Эта связь — еще один признак божественной природы Сына и Духа. Таким образом, в Библии имеется ясное и последовательное свидетельство, что Святой Дух — Дух Бога Отца, а НЗ добавляет, что Он — Дух Бога Сына. Следовательно, и сам Он обладает божественной природой.

3. Отец, Сын и Дух Святой – отдельные личности

Библия учит, что есть только один Бог и что Отец, Сын и Святой Дух — все три суть один Бог. Как же совместить эти утверждения? Было гораздо проще рассматривать Отца, Сына и Святого Духа лишь как различные способы, которые Бог использует, чтобы явить Себя людям, как в различные моменты истории, так и единовременно. При таком понимании между ними тремя не было бы никакого реального различия; получается, это просто разные имена одного Бога. Однако НЗ твердо отрицает эту идею, утверждая, что Отец, Сын и Святой Дух — разные личности.

Отец не Сын или Дух, а Сын не Дух, к тому же все трое находятся в определенных отношениях друг с другом. В НЗ есть множество доказательств того, что Отец отличен от Сына. Там же, где Иоанн говорит, что Слово “было Бог”, он говорит, что Слово “было с Богом” (Иоанна 1:1), таким образом отличая Его от Бога Отца. Об Иисусе также говорится, что Он наш священник и ходатай перед Отцом (1 Иоанна 2:1; Евреям 7:24), что подразумевает различие между ними. Кроме того отношения Иисуса с Отцом, Его молитвы Отцу (напр., Иоанна 12:28) не имели бы никакого смысла, если бы они не были разными личностями, тогда Он разговаривал бы Сам с Собой. В ВЗ Дух не показан как самостоятельная личность, отличная от Отца. Но в НЗ Дух Святой отличен от Отца (Римлянам 8:27) и выполняет целый ряд самостоятельных действий: Он говорит (Деяния 8:29), свидетельствует (Римлянам 8:16), запрещает некоторые действия (Деяния 16:6-7) или одобряет (Деяния 15:28), разделяет дары, как Ему угодно (1 Коринфянам 12:11) и Его можно оскорбить (Ефесянам 4:30). И хотя греческое слово «Дух» среднего рода, в Евангелии от Иоанна 15:26 и 16:13-14 по отношению к Нему употребляются местоимения мужского рода, что также указывает на то, что Он является отдельной личностью. Сын и Дух Святой также явно различаются между собой (Иоанна 14:26; 16:7). Иисус помазан Духом (Луки 4:18), говорит о Духе как о ком-то отличном от Себя (Матфея 12:32) и дает Духа ученикам (Иоанна 20:22). Отношения между этими тремя личностями — это отношения деятельности и посредничества. Отец выполняет дело творения и искупления посредством Сына и Святого Духа (Колоссянам 1:15-20; Римлянам 8:3-4). Можно сказать, Он “посылает” Сына (Галатам 4:4) и Духа (Иоанна 14:26) для достижения Своих целей. Сын также выполняет Свою работу посредством Духа (Деяния 10:38) и тоже, как сказано, “посылает” Духа (Иоанна 16:7).

Итак, НЗ исповедует единого  Бога, утверждая, что Отец, Сын и Святой Дух — один Бог в трех отдельных божественных лицах, которые имеют между собой определенные отношения. Авторы НЗ подчеркивают близкую связь всех трех лиц, говоря об этом прямо (Матфея 28:19; 2 Коринфянам 13:14) или косвенно (1 Коринфянам 12:4-6; Ефесянам 4:4-6; 1 Петра 1:2). Такое понимание стало основанием для более поздних христиан в разработке полноценной доктрины Троицы.

Троица и христианская миссия

Такое библейское понимание Бога поможет нам дать правильный ответ на возражения мусульман против христианской доктрины Троицы. В этом разделе мы рассмотрим три таких возражения: будто христиане отрицают единство Бога, будто мы верим в триединство Бога, Марии и Иисуса и будто признание Иисуса Сыном Божьим является богохульством.

Три бога?

Коран строго высказывается против того, что у бога могут быть какие-то помощники или партнеры: «Аллах не прощает [такой грех], когда к Нему приобщают сотоварищей» (Коран 4:116). А тот, кто учит доктрине Троицы, святотатствует и будет сурово наказан за свое преступление: «Богохульствует тот, кто учит: «Аллах один из трех в троице», ибо нет бога, кроме единого бога! Если они не отрекутся от своих [богохульных] слов, то богохульников постигнут мучительные страдания» (Коран 5:73).

Так, в исламе единство бога абсолютно, и мусульмане сурово критикуют христианство, которое, по их мнению, отрицает это единство и учит троебожию. Они категорически осуждают это, говоря, что это ничем не лучше языческого многобожия (вера в нескольких богов) и идолопоклонства. Они не считают доктрину Троицы библейской доктриной, а говорят, что ее придумали христианские соборы в 4-5 веках. Некоторые из ранних наставников Мухаммеда были эбионитами — членами секты, которая исповедовала Иисуса как Мессию, но отрицала доктрину Троицы, считая ее несовместимой с единобожием ВЗ. Так что неудивительно, что еще ранний ислам стал понимать эту доктрину как веру в трех богов.

Однако наш обзор доктрины Троицы показал, что Библия ясна и последовательна в учении о том, что есть только один Бог. Это не только одно из оснований ветхозаветной веры, это также подразумевается и утверждается авторами НЗ. Мы также увидели, что Отец, Сын и Дух Святой — это не имена трех разных богов, но три личности, являющиеся вместе одним Богом. Это верно, что доктрина Троицы была окончательно сформирована лишь спустя несколько столетий после написания НЗ, но она была создана в рамках церкви и на основании Писания. Действительно, доктрина о Троице была целиком и полностью основана на библейском свидетельстве и стала его целостным и систематическим изложением на языке и понятиях того времени.

Бог, Мария и Иисус?

Некоторые мусульмане считают, что христиане поклоняются Троице, которая включает Отца, Мать (Марию, мать Иисуса) и Сына (Самого Иисуса). В Коране сказано: «И вот, Аллах скажет: “О Иисус, сын Марии! Говорил ли ты людям: “Поклоняйтесь мне и матери моей как богам наряду с Аллахом”?” Он ответит: “Пречист Ты! Как мог я сказать то, на что я не имею права?» (Коран 5:16). Получается, Мухаммед считал, будто христиане верят в то, у Бога была физическая связь с Марией, от которой родился Иисус. Коран предполагает, что это необходимо следует из того, что бог имеет сына: «Как может быть у Него сын, если нет у Него супруги?» (Коран 6:101).

Возможно, во времена Мухаммеда и была радикальная секта, которая действительно поклонялась троице из Бога, Марии и Христа. Но скорее недоразумение  возникло лишь из-за большого почитания Марии некоторыми христианами, которых встречал Мухаммед. В Библии нет и намека на то, что Мария – одно из лиц Троицы. По сути это грубая карикатура на библейское учение, которое
на самом деле утверждает, что Троица состоит из Отца, Сына и Святого Духа. Хотя Священное Писание говорит, что Мария обрела благоволение и была избрана Богом, оно и близко не предполагает ее божественности. Она изображена как обычный человек, в то время как каждое из лиц Троицы изображено как Бог. Ложно и представление о рождении Иисуса в результате сексуальной связи между Богом и Марией. Вместо этого ангел говорит ей, что Дух Святой сойдет на нее, и сила Всевышнего осенит ее (Луки 1:35). Неверна и мысль о том, что Бог Сын начинает существовать с момента зачатия Иисуса. Как мы увидели, Он существовал как Бог еще до сотворения мира.

Бог не мог иметь Сына?

Для мусульман очевидно, что бог один, он абсолютно един и не может иметь сына. В суре 112 Коран утверждает: «Скажи: Он Аллах, Единый и Единственный; Аллах, Вечный, Всемогущий; Он никого не рождает и сам не рожден; и нет никого подобного Ему». А в суре 19 сказано: «Не подобает Аллаху иметь сына. Пречист Он!» (Коран 19:35). В исламе Иисус — лишь один из многих пророков и намного ниже Мухаммеда. Заявлять, будто Он Сын Божий или что Единый Бог вообще может иметь Сына – богохульство: «Они говорят: “[Бог] Милостивейший родил сына!”. На самом деле вы говорите чудовищные вещи!» (Коран 19:88-89).

Коран не отвергает существование Духа Божьего, как Он отвергает существование Сына, однако Он не представляет Духа Святого как отдельную личность, так как это противоречило бы учению ислама о единстве Бога. Как и в ВЗ, под «духом», похоже, понимается просто божественная сила. Например, в суре 58 говорится: «Аллах начертал веру в их сердцах и укрепил их духом от Него» (Коран 58:22). Однако библейское учение о том, что Отец, Сын и Дух Святой – разные личности, имеющие определенные отношения между собой и являющиеся единым живым Богом, разрушает точку зрения мусульман.

Как мы увидели, НЗ согласует бесспорную истину о том, что есть лишь один Бог, со столь же верным фактом, что Отец, Сын и Дух Святой — каждый является полностью Богом. Он утверждает, что у Отца может быть Сын, а также (личный) Дух, не ставя под сомнение божественное единство.  Божественное сыновство Иисуса естественным образом следует из Его божественной сущности, и, согласно Писанию, это отнюдь не значит, что существует несколько богов.

Заключение

Итак, каждое из трех ключевых утверждений, составляющих библейское учение о триединой природе Бога, можно использовать в ответ на возражения мусульман против доктрины Троицы. Христиане не верят в трех богов, есть только один Бог. Мы не поклоняемся
троице в виде Отца, Марии и Иисуса, мы поклоняемся Отцу, Сыну и Святому Духу, которые три суть один Бог. И никакого богохульства нет в нашем исповедании того, что Бог Отец имеет Сына и личный Дух, это три отдельные личности, которые состоят в определенных отношениях между собой и являются одним Богом. И все же природа Бога – это глубокая тайна, которую люди в своей ограниченности никогда не смогут понять до конца. Библия ясно говорит, что Бог триедин, и отчасти поясняет это. Но полностью объяснить, как именно это возможно, вряд ли удастся. В конечном итоге, правильной реакцией на это с нашей стороны будет пасть ниц пред триединым Богом, поклониться Ему и отдать Ему свою жизнь как жертву. Так что не только ради нашей миссии среди мусульман должны мы понять и отстаивать эту доктрину. Она объясняет нам природу Бога, Которому мы поклоняемся и служим и Который призывает нас познавать и чтить Его как одного Бога в трех лицах, Святую Троицу. Да знаем Его и исповедуем Его не иначе как единого истинного Бога. Аминь.

Картина дня

наверх