ЗЕМЛЯНЕ

1 509 подписчиков

Что такое смерть? Александр Лаврин.

 

 

Жизнь после смерти, или прав ли доктор Моуди

Кто знает, может быть, жить — это значит умереть, а умереть — жить. Эврипид
Помню, как на заре туманной юности меня потряс рассказ поэта Арсения Тарковского об его опыте внетелесного существования. Это случилось с Тарковским в январе 1944 года, после нескольких реампутаций ноги, когда он погибал во фронтовом госпитале от гангрены. Он лежал в маленькой, тесной палате с очень низким потолком. Лампочка, висевшая над кроватью, выключателя не имела, и приходилось вывинчивать ее рукой. Однажды, выкручивая лампочку, Тарковский почувствовал, что его душа (сознание) спиралеобразно выскользнула из тела — вывинтилась, подобно лампочке из патрона. Удивленный, он глянул вниз и увидел свое тело. Оно было совершенно недвижимо, как у человека, спящего мертвецким сном. Затем ему почему-то захотелось посмотреть, что делается в соседней палате. Он стал медленно «просачиваться» сквозь стену, но в какой-то момент почувствовал, что еще немного — и он уже никогда не сможет вернуться в свое тело. Это его испугало. Он снова завис над кроватью и каким-то странным усилием скользнул в тело, как в лодку.
Эту историю я припомнил, когда впервые прочитал книги западных исследователей, посвященные опыту людей, побывавших в состоянии клинической смерти.
Запад, последовательно отболевший в XX веке разными мировоззренческими модами, начиная от теософии и кончая дзен-буддизмом, в какой-то момент почувствовал потребность вернуться к классическому рационализму. При этом таинственные моменты бытия не отвергались, а объяснялись путем соединения трех компонентов: свидетельств чувственного опыта, рационалистического анализа (естествознание, помноженное на формальную логику), мистического (мифологического, религиозного) знания.
В 1970-х годах западного читателя захлестнула волна литературы, посвященной тому, на что прежде было наложено негласное табу. Особенно рьяно бросились писать о смерти медики. Пионером здесь стала доктор Элизабет Кюблер-Росс, автор книг «О смерти и умирании» (1969) и «Смерть не существует» (1977). Среди других серьезных работ выделю следующие: Дж. Мейерс «Голоса на краю вечности» (1973), Осис и Харальдсон «В час смерти» (1976), Бетти Мальц «Мои впечатления о вечности» (1977), Д.Р. Уиклер «Путешествие по ту сторону» (1977), М.Ровслинг «За дверью смерти» (1978), Тим Ле Хэй «Жизнь после жизни» (1980), И.Стивенсон «Двадцать случаев, заставляющих думать о перевоплощении» (1980), Серафим Роуз «Душа после смерти» (1982), Станислав и Кристина Гроф «Сияющие города и адские муки», Лайэлл Уотсон «Ошибка Ромео», Майкл Сабом «Призывы смерти» (1982), Кеннет Ринг «Трагедия ожидания», Петр Калиновский «Переход» (1991).
Но самое большое количество читательских взоров притянула книга Р.Моуди «Жизнь после жизни» (1976) и ее продолжение «Размышления о смерти после смерти» (1983).
В первой книге Моуди описал и проанализировал 150 случаев, когда люди, побывавшие в состоянии клинической смерти, хорошо помнили о том, что происходило с ними, имели опыт предсмертных видений, связанных с ощущением (или реальностью) внетелесного существования (обозначим его аббревиатурой ОВС). (Моуди, однако, вынужден оговориться, что его пациенты, пережившие опыт ОВС, описывали свои переживания словами, которые являются только аналогиями или метафорами. В силу иной природы «того света» эти ощущения невозможно передать адекватно.) Для процесса ОВС характерны следующие стадии: остановка всех физиологических функций организма (причем умирающий еще успевает услышать слова врача, который констатирует летальный исход); нарастающие неприятные шумы; умирающий выходит из тела и с большой скоростью несется по тоннелю, в конце которого виден свет, иногда — светоносное существо; перед умирающим проходит вся его жизнь; он встречает умерших родственников и друзей; в какой-то момент возникает ощущение границы, из-за которой уже невозможно вернуться в тело; умирающий «усилием воли» или иногда против воли возвращается в тело. Согласно исследованиям Моуди, существует 11 четко различимых стадий процесса умирания и возвращения с того света (американский кардиолог Сейб насчитывает 10 таких фаз).
По данным американского психолога Кеннета Ринга, изучившего 102 случая «возвращения с того света», 60 процентов «возвращенцев» испытали непередаваемое чувство покоя, 37 процентов парили над собственным телом, 26 процентов запомнили всевозможные панорамные видения, 23 процента входили в тоннель, колодец, погреб, шлюз или мешок, 16 процентов были очарованы удивительным светом, 8 процентов встречались с умершими родственниками. Встречаются у «возвращенцев» и описания ада — об этом свидетельствуют сообщения того же Р.Моуди, а также М.Сабома, Дж.Ритчи, Б.Мальц. Доктор Морис Ровслинг в книге «За дверью смерти» рассказывает о своем пациенте, «который во время остановки сердца попал в ад. В процессе оживления он несколько раз приходил в себя, но сердце снова останавливалось. Когда он был в нашем мире и обретал дар речи, он все еще видел ад, был в панике и просил врачей продолжать оживление. Эти процедуры болезненны, и обычно больные, возвращаясь к земной жизни, просят прекратить их. Спустя два дня у больного не осталось никаких воспоминаний о происходившем. Он все забыл, он никогда не был в аду и никакого ада не видел». Стоит также отметить тяжелый опыт ОВС у самоубийц, возвращенных к жизни. Их видения мрачны, безрадостны, порой просто ужасны.
По утверждению К.Ринга, показания «возвращенцев», различаясь в некоторых деталях, совпадают в главном, независимо от национальности, возраста, пола, места проживания и религиозной принадлежности исследуемых. Об этом же говорит и австралийский врач П.Калиновский, хотя отмечает, что «иногда люди видят то, что они ожидают увидеть. Христиане видят ангелов, Богоматерь, Иисуса Христа, патриархов. Индусы видят индусские храмы; неверующие видят фигуры в белом, юношей, иногда ничего не видят, но чувствуют «присутствие». Психологи видели в свете облик своего отца или понимали его как «коллективное сознание» и так далее».
По данным Э.Кюблер-Росс, только 10 процентов людей, находившихся на грани смерти или переживших клиническую смерть, могли ясно припомнить, что они переживали при этом. Другие исследователи называют более высокие цифры — от 15 до 35 процентов.
О случаях ОВС я уже упоминал в главе «Что такое смерть»; вот еще несколько подобных историй в передаче исследователей или рассказанных самими «возвращенцами».
«Врач британских ВВС потерпел аварию при взлете с маленького сельского аэродрома. Он был выброшен из кабины, упал на спину и лежал без всяких признаков жизни. Из ложбины, в которой он оказался после аварии, здания аэродрома не видно, но тем не менее доктор ясно видел все этапы спасательной операции. Он вспоминает, что глядел на аварию с высоты около двухсот футов и видел свое тело, лежащее поблизости. Глядя, как бригадир и уцелевший пилот бежали к его телу, он недоумевал, зачем им это нужно, желая, чтоб его оставили в покое. Он видел, как из ангара выехала машина «скорой помощи» и сразу же заглохла. Он видел, как водитель вылез, завел машину ручкой, вскочил в кабину, проехал немного и притормозил, чтобы захватить на заднее сиденье санитара. Он наблюдал, как «скорая» остановилась возле госпиталя, где санитар что-то забрал, а затем двинулась к месту катастрофы. Тогда еще не пришедший в сознание доктор почувствовал, что удаляется от аэродрома, пролетает над островом Корнуолд и с огромной скоростью несется над Атлантикой. Внезапно путешествие окончилось, и он, очнувшись, увидел, как санитар льет ему в глотку раствор нюхательной соли. Позднейшее расследование обстоятельств аварии показало полное соответствие всех деталей рассказа действительным событиям».
«Однажды у меня был сердечный приступ. Я вдруг обнаружила, что я нахожусь в черном вакууме, и я поняла, что я покинула свое физическое тело. Я знала, что умираю, и я подумала: «Боже, я бы жила не так, если бы знала, что случится сейчас. Пожалуйста, помогите мне». И немедленно я стала выходить из этой черноты и увидела что-то бледно-серое, н я продолжала двигаться, скользить в этом пространстве. Потом я увидела серый тоннель и направилась к нему. Мне показалось, что я двигаюсь к нему не так быстро, как мне хотелось бы, потому что я поняла, что, продвигаясь ближе, я смогу что-то увидеть сквозь него. За этим тоннелем я увидела людей. Они выглядели так же, как и на земле. Там я увидела нечто такое, что можно было бы принять за картины настроения.
Все было пронизано удивительным светом: живительным, золотисто-желтым, теплым и мягким, совсем непохожим на тот свет, который мы видим на земле. Когда я приблизилась, я почувствовала, что прохожу сквозь тоннель.
Это было удивительное, радостное ощущение. На человеческом языке просто нет слов, которыми можно было бы это описать. Только мое время перейти за этот туман, вероятно, еще не пришло. Прямо перед собой я увидела моего дядю Карла, который умер много лет назад. Он преграждал мне путь, говоря: «Иди назад, твое дело на земле еще не закончено. Сейчас возвращайся обратно». Я не хотела идти, но у меня не было выбора, поэтому я вернулась в свое тело.
Я вновь ощутила эту ужасную боль в груди и услышала, как мой маленький сын плакал и кричал: «Боже, верни мамочку!».
«Я видел, как они поднимали мое тело и вытаскивали его из-под рулевого управления, я чувствовал, что меня как будто тащат через какое-то ограниченное пространство, что-то вроде воронки. Там было темно и черно, и я быстро двигался через эту воронку обратно, к моему телу. Когда я был «влит» обратно, мне показалось, что это «вливание» началось с головы, будто я входил с головы. Я не чувствовал, что могу как-то рассуждать об этом, не было даже времени подумать. Перед этим я был в нескольких ярдах от моего тела, и все события вдруг приняли обратный ход. Я не успел даже сообразить, в чем дело, я был «вливаем» в мое тело».
«Я была взята в больницу в критическом состоянии. Они говорили, что я не выживу, пригласили моих родных, потому что я должна скоро умереть. Родные вошли и окружили мою кровать. В тот момент, когда врач решил, что я умерла, мои родные стали мне далекими, будто бы они стали удаляться от меня. Это в самом деле выглядело так, будто не я удаляюсь от них, а они начали удаляться все дальше и дальше от меня. Становилось все темнее, и, тем не менее, я видела их. Потом я потеряла сознание и не видела, что происходило в палате.
Я находилась в узком Y-образном тоннеле, похожем на изогнутую спинку вот этого стула. Этот тоннель по форме соответствовал моему телу. Мои руки и ноги, казалось, были сложены по швам. Я стала входить в этот тоннель, продвигаясь вперед. Там было темно настолько, насколько вообще бывает темно. Я двигалась через это вниз. Потом я посмотрела вперед и увидела прекрасную полированную дверь без всяких ручек. Из-под краев двери я видела очень яркий свет. Лучи его выходили таким образом, что было ясно, что все там, за дверью, очень счастливы. Лучи эти все время двигались и вращались. Казалось, что там, за дверью, все ужасно заняты. Я глядела на все это и говорила: «Господи, вот я. Если ты хочешь, возьми меня!» Но хозяин вернул меня обратно, и так быстро, что у меня захватило дух».
«Я слышал, как врачи сказали, что я умер. И тогда я почувствовал, как я начал падать или как бы плыть через какую-то черноту, некое замкнутое пространство. Словами это невозможно описать. Все было очень черным, и только вдалеке я мог видеть этот свет. Очень-очень яркий свет, но сначала небольшой. Он становился больше по мере того, как я приближался к нему. Я старался приблизиться к этому свету, потому что чувствовал, что это был Христос. Я стремился попасть туда. Это не было страшно. Было более или менее приятно. Как христианин, я тотчас связал этот свет с Христом, который сказал: «Я свет миру». Я сказал себе: «Если это так, если я должен умереть, я знаю, что ждет меня в конце, там, в этом свете».
«Я встал и пошел в другую комнату налить чего-нибудь выпить, и именно в этот момент, как мне потом сказали, у меня было прободение аппендицита, я почувствовал сильную слабость и упал. Потом все как будто сильно поплыло, и я почувствовал вибрацию моего существа, рвущегося из тела, и услышал прекрасную музыку. Я парил по комнате и затем через дверь перенесся на веранду. И там мне казалось, что вокруг меня стало собираться какое-то облачко, скорее розовый туман. И тогда я проплыл мимо через перегородку, как будто ее там и не было вовсе, по направлению к прозрачному ясному свету.
Он был прекрасен, такой блестящий, такой лучезарный, но он совсем не ослеплял меня. Это был неземной свет. По-настоящему я не видал никого в этом свете, и все же в нем была заключена особая индивидуальность... Это был свет абсолютного понимания и совершенной любви. Мысленно я услышал: «Любишь ли ты меня?» Это не было сказано в форме определенного вопроса, но думаю, что смысл можно выразить так: «Если ты действительно любишь меня, возвращайся и закончи в своей жизни то, что начал». И все это время я чувствовал себя окруженным всепоглощающей любовью и состраданием».
Феномена посмертных видений у людей, находившихся в состоянии клинической смерти, не отрицает никто. Вопрос в трактовке природы этих видений. Президент Французской танатологической ассоциации Луи-Венсен Тома считает, что не правы как фанатичные мистики, пытающиеся использовать феномен ОВС для пропаганды своих идей, так и те, кто упрощенно сводит феномен к галлюцинациям.
Большинство пациентов, опрошенных Моуди — люди верующие, как правило, христиане. Их экзистенциальный опыт как будто свидетельствует о безусловном существовании Бога и о том, что наша душа бессмертна. Доктор Карлис Озис, собравший данные о 3800 больных, находившихся на грани смерти, отмечает, что верующие имеют видения чаще, чем неверующие. При этом в христианский опыт «возвращенцев» вплетаются явные элементы буддизма.
Впрочем, Моуди, как добросовестный исследователь, рассматривает и другие объяснения ОВС, разделяя их на три типа: сверхъестественные, естественные (научные) и психологические. О сверхъестественном я уже сказал. В качестве научных Моуди предлагает фармакологические, физиологические и неврологические объяснения.
Рассмотрим их по порядку.
Известен богатый опыт видений у тех, кто употребляет ЛСД, крэк, марихуану и другие сильнодействующие наркотики. В результате исследований психоактивных свойств ряда психоделиков (наркотических веществ типа ЛСД-25) выяснилось, что они могут вызывать у нормального человека глубокие мистические и религиозные состояния. Американские исследователи Станислав и Кристина Гроф в этой связи предлагают версию о том, что психоделики, оказывая усиливающее и катализирующее влияние на человеческое сознание, индуцируют похожие состояния у случайно взятых людей, тем самым доказывая наличие в подсознании любого человека матрицы подобного мистического опыта, опыта ОВС. То есть не исключено, что посмертные видения записаны в нашем подсознании, как песня на магнитофонной ленте. Когда срабатывает «включатель», песня начинает звучать.
Наркотик кетамин (циклогексон), используемый как внутривенное анестезирующее средство, способен вызывать такие же ощущения, как у тех, кто «выходил из тела» во время клинической смерти. Однако, по мнению Моуди, все же существует большая разница между этими двумя видами опыта. Ну а главное — в большинстве описываемых случаев никаких наркотиков не применялось, люди получали смертный опыт, прежде чем были применены какие-либо лекарства. Да и сами лекарства, если и применялись, по составу были весьма разнородны. Однако имеется предположение современной фармакологии о том, что смертный опыт можно получить с помощью воздействия психоактивных лекарств на нервную систему. То есть умирание трактуется как опыт перехода в иную реальность, достижимый также другими путями — употреблением наркотиков, медитацией, «просветлением сознания» и т.п.
С точки зрения физиологии ОВС объясняется так: в состоянии клинической смерти прекращается снабжение мозга кислородом, и наблюдаемые явления суть последнее компенсаторное (защитное) видение умирающего мозга. Моуди считает, что основная ошибка этого представления заключается в том, что видения при смертном опыте имеют место большей частью до физиологических повреждений мозга. А если «выход из тела» происходит при получении жестоких травм, то он практически не отличается от подобного «выхода» в случаях, когда никаких травм не было.
Неврологическое объяснение сводится к аналогии между смертными видениями и ощущениями при некоторых неврологических заболеваниях. Так, аутоскопические галлюцинации позволяют наблюдать самого себя со стороны, как и при посмертном ОВС. Но если при аутоскопических видениях «двойник», второе «я» наблюдателя, является живым и подвижным, то во время смертных видений умирающий видит свое тело абсолютно неподвижным.
Наконец, объяснение психологическое Моуди разделяет на две части, заранее отбрасывая версию о том, что все рассказы об ОВС либо сознательная ложь, либо бессознательное приукрашивание. Возможно ли, что смертные видения связаны с последней изоляцией, полным отсутствием контакта с другими людьми? Известны опыты Д.Лилли и других ученых, пытавшихся создать максимально изолированную среду для человека, «погасить» все сенсорные ощущения, чтобы освободить мозг (сознание) для «чистого» восприятия бытия. Во время эксперимента испытуемого помещают в ванну, наполненную теплой (36,6 градусов) водой, плотно закрывают глаза и уши, фиксируют руки и другие части тела, чтобы исключить возможность движения. Естественно, испытуемый находится и в полной звуковой изоляции. Данные экспериментов говорят о значительном сходстве ОВС и опыта максимальной изоляции. Возможно, изоляция и смерть — два пути для вхождения в одну «потустороннюю» реку, хотя в первом случае возвращение на берег гарантировано. Другой вариант психологического объяснения заключается в трактовке ОВС как желаемого сновидения, фантазии или галлюцинации, «возникновение которых обусловлено различными факторами, в одном случае действием наркотиков, в других — церебральной анестезией, в третьих — изоляцией и т.п. Иными словами, в этом случае предсмертный опыт рассматривается как иллюзия». И против такой трактовки Моуди находит возражения, главные из которых: во-первых, схожесть ОВС у разных людей, во-вторых, совпадение ощущений умиравших с древними эзотерическими описаниями загробного мира (с учетом того, что никто из обследуемых не читал эти описания), в-третьих, отсутствие у обследуемых какой-либо патологии в области психики. (Известно, однако, что ощущения больных шизофренией в периоды обострения или в хронических психотических состояниях весьма схожи с эсхатологическими представлениями и с опытом ОВС.)
Другие психологи имеют свои варианты разгадки феномена ОВС, опровергнуть которые будет труднее. Моуди и сам упоминает о некоторых из них: «В моих лекциях и рассказах о предсмертных событиях мне было предложено множество типов объяснений. Люди, для которых было свойственно фармакологическое или неврологическое мышление, рассматривают свою собственную систему взглядов как источник для объяснения того, что интуитивно представляется очевидным, даже в тех случаях, когда факты противоречат предлагаемым объяснениям. Те, кто является сторонником теории Фрейда, склонны видеть в светящемся существе проекцию отца данного субъекта, в то время как последователи Юнга видят в нем архетипы коллективного бессознательного, и так до бесконечности».
Лайэлл Уотсон проводит аналогию между ОВС и опытом появления на свет ребенка. «Возможно, что мы впервые знакомимся со смертью в момент рождения. Мало кому из людей доводится еще раз пережить такое опасное и страшное путешествие, какое он проделал, выходя из десятисантиметровых родовых путей. Мы никогда, наверное, в точности не узнаем, что происходит в это время в сознании ребенка, но, вероятно, его ощущения напоминают разные стадии умирания». Не являются ли в таком случае предсмертные видения трансформированным переживанием родовой травмы, естественно, с наложением накопленного житейского и мистического опыта?
Есть и еще одна трактовка ОВС — как следствия реакций организма на экстремальную ситуацию. Психологи в процессе адаптации к экстремальным ситуациям выделяют следующие стадии, характеризующиеся сменой эмоциональных состояний и появлением необычных психических феноменов: подготовительный, стартового психического напряжения, острых психических реакций входа, психической переадаптации, завершающего психического напряжения, острых психических реакций выхода и реадаптации.
Французский журналист Жан-Поль Мари рассказывает о психологе Патрике Дьюаврине, который, прочитав книгу Моуди, тотчас же провел детальный опрос 33 пациентов своей больницы, переживших остановку сердца, крупные травмы или паралич дыхательных органов. Доктору Дьюаврину благодаря профессиональному умению «разговорить» и выслушать человека удалось выявить троих, прошедших через феномен ОВС, никогда и никому прежде не открывавшихся. Первый вывод, сделанный Дьюаврином: феномен, бесспорно, существует. Вывод второй: эти люди более нормальны, чем другие. У них гораздо меньше проявляются психопатологические явления, которые бывали в прошлом, они употребляют меньше лекарств, алкоголя. Их принцип: никаких наркотиков. «Очевидно, что психологическая уравновешенность этих лиц выше среднего уровня», — говорит психиатр.
Первым из этих троих был офицер, перенесший кому второй степени — результат тяжелой формы менингита. Он рассказывает о погружении в теплый обволакивающий свет. Второй, профессор Академии изящных искусств, пораженный кровоизлиянием в мозг, наблюдал, как от него «отлетел в бесконечность его дух в виде светящегося шара, постепенно сливаясь с огромным пятном белого света квадратной формы». Этот профессор, судя по всему, агностик, считает смерть венцом мироздания. Третий, перенесший односторонний паралич, выходил из своего тела и видел свое парализованное лицо... Психиатр продолжил исследования и сделал новое открытие: оказывается, люди могут испытывать симптомы ОВС во время отдыха, в полусне или при простой стоматологической анестезии, то есть не встречаясь со смертью. Он замечает также, что бывают — хотя и реже — случаи негативного протекания ОВС, когда человек испытывает кошмарные видения н путешествие «туда» становится для него мучением. Да, лик смерти не всегда приятен.
В своем анализе психиатр проследил уже знакомую нам схему: вход в темный тоннель, в конце которого яркий свет. Еще закономерность — если пациент ощущает полет к центру Земли, то в конце пути его ждут вода, жара, чувство легкости и красоты. Общим правилом является последующее возвращение к свету. Перечитайте «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого — потрясающее описание феномена ОВС!
(Вот как Л.Н. Толстой повествует об агонии Ивана Ильича: «Вдруг какая-то сила толкнула его в грудь, в бок, еще сильнее сдавило ему дыхание, он провалился в дыру, и там, в конце дыры засветилось что-то. С ним сделалось то, что бывало с ним в вагоне железной дороги, когда думаешь, что едешь вперед, а едешь назад, и вдруг узнаешь настоящее направление». И чуть далее: «В это самое время Иван Ильич провалился, увидал свет, и ему открылось, что жизнь его была не то, что надо, но что это можно еще поправить». Наконец, самый финал: «И вдруг ему стало ясно, что то, что томило его и не выходило, что вдруг все выходит сразу, и с двух сторон, с десяти сторон, со всех сторон. Жалко их (родных. — А.Л.), надо сделать, чтоб им не больно было. Избавить их и самому избавиться от их страданий. «Как хорошо и как просто», — подумал он. «А боль? — спросил он себя. — Ее куда? Ну-ка, где ты, боль?»
Он стал прислушиваться.
«Да, вот она. Ну что ж, пускай боль».
«А смерть? Где она?»
Он искал своего прежнего привычного страха смерти и не находил его. Где она? Какая смерть? Страха никакого не было, потому что и смерти не было.
Вместо смерти был свет.
— Так вот что! — вдруг вслух проговорил он. — Какая радость!
Для него все это произошло в одно мгновение, и значение этого мгновения уже не изменялось. Для присутствующих же агония его продолжалась еще два часа. В груди его клокотало что-то; изможденное тело еще вздрагивало. Потом реже и реже стали клокотанье и хрипенье.
— Кончено! — сказал кто-то над ним.
Он услыхал эти слова и повторил их в своей душе. «Кончена смерть, — сказал он себе. — Ее нет больше».
Невероятно большое число совпадений этого рассказа и современных описаний ОВС наводит на мысль о том, что Толстому самому довелось пережить подобное состояние или же слышать рассказы людей, вернувшихся с «того света» (например, во время военной кампании в Севастополе).)
Когда субъект перед лицом неотвратимой смерти видит, как перед ним пробегает его жизнь, то это своего рода обманный маневр, позволяющий ему еще раз быстренько пролистать книгу, которую у него сейчас отнимут. Явление умерших родителей может быть галлюцинационной реализацией желания увидеть тех, кого нам так не хватает. Есть еще одна заманчивая гипотеза: тоннель напоминает путь младенца в процессе родов, выход к свету — рождение. Если следовать этой логике, смерть — в то же время и новое рождение.
Наш психиатр, весьма дотошный исследователь, безусловно, читал и перечитывал «Республику» Платона, где рассказывается о том, как павший воин воскрес на двенадцатый день, чтобы рассказать о своем путешествии в мир иной. Он наверняка знаком и с «Бардо Тодол» (великая тибетская «Книга мертвых»), и с трудами Эбена Моше, считавшего, что «свет изначально есть прямая связь между субъектом и средой, его породившей, — подобно тому, как плод, находящийся в утробе матери, живет за счет того, что питается ее материнской субстанцией. При рождении эта форма жизни прекращается».
В уже упоминавшейся статье «Уйти, чтобы вернуться» Павел Гуревич задается вопросом: «Действительно ученые натолкнулись на факт посмертного существования или им открылись всего лишь тайны агонизирующего сознания, демонстрирующего странные фантомы? Когда в обсуждение проблемы включились психологи, философы, религиоведы, историки культуры, стало ясно, что речь идет не о биологическом или психологическом казусе, а о стойком и весьма распространенном феномене. В записанных исповедях (людей, испытавших ОВС — А.Л.) сообщалось о странной раздвоенности сознания. Покойный, наблюдая сразу две грани бытия, не мог вступить в контакт с живыми. Возвратившиеся к жизни называли такие тончайшие детали происходившего вокруг в момент их «смерти», которые невозможно выдумать и которые действительно имели место. Оставаясь свидетелями событий в подлунном мире, люди эти уже соприкасались с миром иным.
К началу 90-х годов накоплен огромный уникальный материал. Речь идет не о частных случаях или исключительных ситуациях. Достоверность посмертных видений, связанных с земным существованием, не оставляет сомнений.
Проведенные исследования радикально меняют устоявшиеся представления о смерти. Ее признаки оказались изменчивы, а верительные грамоты сомнительны. Когда же, в самом деле, она наступает? При угасании клинически определенных проявлений жизни? После распада мозга? Или о роковом мгновении свидетельствует отделение души от тела? Принципиально новые концепции жизни и смерти дают ответы на вопросы...
Согласно некоторым версиям человек имеет три тела: первое — плотное внешнее физическое; второе — латентно-эфирная субстанция; третье — духовная сущность. Все три вполне реальны, но имеют различную природу. После смерти человек освобождается от своей физической оболочки, но продолжает жить в эфирном теле, постепенно переселяясь в астральный, то есть запредельный мир».
В подтверждение этих идей П.Гуревич ссылается на утверждение Л.Уотсона в книге «Ошибка Ромео» (Ромео принял живую, но бездыханную Джульетту за мертвую), что рассказы о том, как над постелью умирающего поднимается похожее на призрак облако, можно считать достоверными. Услышанные из разных источников, они сходны во многих деталях. Туман поднимается над головой умершего, часто по спирали, затем же, приняв форму тела, повисает горизонтально, в двух футах от соматической системы (физического тела) и, наконец, рассеивается. Ясновидящие также упоминают о «спиралях энергии», покидающих тело умершего. В одном из сообщений утверждается, что эти спирали можно наблюдать в течение трех дней после клинической смерти.
Уотсон считает, что вторая система (эфирная оболочка) так же ограничена во времени, как и первая. Она ненадолго остается рядом с соматическом системой и после клинической, и после абсолютной смерти, но постепенно исчезает, и тогда материя теряет жизнь... Возможно, вторая система сохраняется без изменений, но автор полагает, что понемногу она ослабевает и теряет присущую ей организацию.
Американский биолог предполагает существование и других систем, в которых жизнь продолжается после исчезновения физического и эфирного тела. Однако он склоняется к мысли, что «энергетический двойник», «флюидный дубликат», «астральное тело» (различные названия «второго тела») должны пройти тот же путь, что и обыкновенная плоть. Иначе говоря, известные современной науке другие энергетические телесные системы тоже не вечны».
У христиан рассказы об астральном теле, переселении душ и аналогичных явлениях вызывают крайнее раздражение. Иеромонах Серафим Роуз, выражая точку зрения православного богословия, в книге «Душа после смерти» говорит о том, что теории перевоплощения душ, идеи спиритизма и тому подобное являются «бесовщиной», проявлениями коварства дьявола. Случаи, когда человек припоминает обстоятельства прежней жизни, а также общение с духами на спиритических сеансах, по мнению С.Роуза, имеют одну цель — «смутить людей блестящей демонстрацией якобы сверхъестественного знания и тем самым обмануть их в отношении истинной природы загробной жизни и оставить их духовно неготовыми к ней».
Здесь с Роузом можно поспорить. Ведь случаи припоминания прежней жизни большей частью происходят не в христианской среде, а там, где господствуют индуизм или буддизм. То есть получается, что дьявол тратит силы на совращение с пути истинного тех... кого и совращать не надо — они и так не верят в Христа, являясь с точки зрения христианства язычниками. Получается полная бессмыслица.
«Даже оккультисты, — пишет далее Роуз, — в общем благожелательно настроенные к идее перевоплощения, соглашаются, что «доказательства» перевоплощения можно трактовать по-разному. Один американский популяризатор оккультных идей полагает, что «большинство зарегистрированных случаев, свидетельствующих о перевоплощении, вполне могли бы быть случаями одержимости». Согласно этим оккультистам, «одержимость» имеет место, когда «мертвый» овладевает живым телом, личность и самая индивидуальность последнего представляются изменившимися, создавая тем впечатление, что на него действуют какие-то стороны «предыдущей жизни».
Разделяя христианский и спиритический опыт загробного существования, Роуз говорит о том, что спириты общаются не с действительным Небом, а с воздушной частью нашего мира, «астральной плоскостью» падших духов. Сообщения оккультистов получают широкую известность, поскольку, угождая современному скепсису и рационализму, служат подтверждением нехристианского взгляда на жизнь после смерти. «У исследователей «посмертного» опыта, — констатирует Роуз, имея в виду и наблюдения естествоиспытателей, — снова и снова можно видеть более или менее очевидную связь с оккультными идеями и практикой. Мы можем здесь определить понятие «оккультный» (буквально означает: то, что спрятано) как относящееся к любому запрещенному Божиим откровением общению людей с невидимыми духами и силами (см. Левит. 19:31; 20:6 и т.д.). Этого общения могут искать сами люди (как на спиритических сеансах) или же они могут провоцироваться падшими духами (когда они спонтанно являются к людям). Противоположностью «оккультному» является термин «духовный» (или «религиозный»), который относится к разрешенным Богом контактам с Богом и его ангелами и святыми».
Суммируя идеи «оккультизма», сопряженные с другими еретическими для христианина учениями о жизни после смерти, Роуз выделяет пять постулатов, которые исповедуют заблудившиеся в лабиринте эклектической мистики:
1) смерти бояться не следует; 2) не будет ни суда, ни ада; 3) смерть не есть единственный и окончательный опыт, как описывает ее христианское учение, а скорее всего лишь безболезненный переход к «более высокому состоянию сознания»; 4) цель земной жизни и жизни после смерти — это не вечное спасение своей души, а неограниченный процесс «роста» в «любви», и «понимании», и «самореализации»; 5) «посмертные» и «внетелесные» опыты сами по себе являются подготовкой к жизни после смерти...
Отрицая оккультное учение о загробной жизни, Роуз вынужден, однако, признать, что оно начинается с классической христианской истины: смерть тела не есть конец человеческой жизни, а лишь начало нового состояния человеческой личности. Претензии же его в том, что «видения», полученные людьми в состоянии медитации, клинической смерти, во время спиритических сеансов, не соответствуют потусторонней реальности. «Те, кто описывает сейчас свои «посмертные» опыты, показывают, что они так же доверяют своему опыту, как и любой сбитый с толку человек в прошлом; во всей современной литературе по этому вопросу имеется чрезвычайно мало случаев, когда серьезно задаются вопросом, не могла ли хотя бы часть пережитого быть от дьявола». (Стоит отметить, что христиане зачастую отрицательно воспринимают даже такие результаты исследования ОВС, которые подтверждают библейские картины загробной жизни. Так, в книге Р.Моуди приведено мнение одного пастора: «Мы не способны доказать ни одной вещи жизненной важности. Высшие проявления жизни должны питаться верой, и если бы мы оказались способны доказать, что жизнь действительно существует за порогом могилы, у людей исчезла бы необходимость иметь веру ради нее самой. Жизнь — это тайна. Жизнь после жизни — тоже тайна».)
Но и христианский взгляд на смерть многим современным ученым и теологам представляется узким, устаревшим, догматичным, не способным понять категории смерти, сознания и личности с учетом новых знаний о мироздании и чувственного опыта новых поколений.
Современный русский философ Владимир Налимов, создатель так называемой вероятностно ориентированной философии, посвятил смерти одну из глав книги «Спонтанность сознания». Он считает, что сейчас уже невозможно принять ответ на вопрос о смысле смерти, предлагаемый нам христианской религией, в силу его крайнего примитивизма.
К проблеме смерти Налимов идет через проблему смысл-сознание-материя. Он рассматривает ее, своеобразно интерпретируя идеи дзен-буддизма, эзотерического христианства, античной философии (Платон) и различных философских течений XX века (включая идеи Вернадского о ноосфере). Суть предлагаемой Налимовым модели нашего бытия в том, что личностное сознание (Эго) есть некий текст — носитель смыслов, «текст особый, удивительно гибкий, подвижный, динамичный, способный к изменениям».
Взаимодействуя с миром, сознание управляет своей текстовой природой, создает новые тексты, активно общается с метасемантическим космосом в режиме то монолога, то диалога. Повторяя вслед за экзистенциалистами идею о том, что «я» — Эго, являясь в обычных условиях носителем устоявшихся смысловых оценок, в экстремальной ситуации (в том числе и в минуты смертельной опасности) раскрывает свою сокровенную сторону и получает возможность резкого изменения личности (то, что Л.Н. Гумилев называет пассионарным толчком). Налимов предлагает для этого качества (перерождения личности) термин Метаэго.
Другой важный момент философии Налимова — выделение шести уровней сознания в вероятностно ориентированной модели личности: 1) уровень мышления (Аристотелева логика); 2) уровень предмышления (Бейесова логика); 3) подвалы сознания (созерцание образов); 4) телесность человека, поддерживающая сознание; 5) метауровень (космическое сознание); 6) подвалы космического сознания (коллективное бессознательное).
Со смертью связь, которая существует между Эго и «тем неведомым началом, которое мы готовы называть Вселенским Сознанием, прерывается, поскольку исчезает Эго — проводник этой связи». Поскольку Эго является одновременно и целью и средством, при завершении некоего процесса, независимо от его результата, личность погибает. Говоря образно, налимовское Эго можно сравнить с бикфордовым шнуром: взорвется бомба или нет, неизвестно (это зависит от наличия в ней заряда), а шнуру суждено сгореть в ожидании взрыва.
Подводя итоги, Налимов пишет, что бессмысленно говорить о бессмертии личности. «Бессмысленно хотя бы уже потому, что личность принадлежит тому миру, где все смертно. Разумнее говорить о другом — о том, что личность соприкасается с бессмертным. Соприкасается через спонтанность».
Определяя понятие спонтанности как реальности другого мира, смежного с нашим, Налимов наделяет спонтанность следующими характеристиками:
«Не подчиняется причинно-следственным связям.
Не локализована в физическом пространстве — в нем она только проявляет себя.
Не персонализирована — персонализируется только ее проявление.
Не ограничена временными рамками, она отождествляется с забеганием вперед, что порождает завихрение времени.
Принадлежа другому миру, не может умирать в нашем мире».
Таким образом, по Налимову, цельного личностного бессмертия не существует. Личность (в том виде, в котором мы ее понимаем и ощущаем) после смерти погибает, поскольку Эго по природе своей эфемерно. (Правда, Налимов заостряет внимание на вопросе существования довольно протяженных состояний между жизнью и смертью, приводя в качестве аналогии состояния высшего религиозного экстаза).
Однако значительная часть мыслителей XX века не считает, что Эго, «я», личность ждет распад или переход в абсолютно «размытое» состояние после гибели тела. Одну из наиболее интересных теорий предложил Тейяр де Шарден, своеобразно развивший учение Вернадского о ноосфере.
В.И. Вернадский, читавший в начале 1920-х годов лекции в Сорбонне, высказал там идеи о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Движение биосферы направлено в сторону качественно нового состояния человечества. Французский математик и философ-бергсонианец Е. Ле Руа и палеонтолог и теолог П. Тейяр де Шарден предложили для обозначения этого состояния термин «ноосфера». Но Тейяр де Шарден пошел дальше Вернадского. Он предположил, что геологическое эволюционное изменение биосферы не замыкается лишь на изменении лика планеты, материальных условий существования людей. Для него важнее было понять направление эволюции самого человека. Направление это, по Тейяру де Шардену, — «метасинтез», возрастание сознания, слияние отдельных личностей в единодушном созидании Духа Земли (коллективного разума, ноосферы).
«В настоящее время, — пишет Тейяр де Шарден в «Феномене человека», — вся совокупность мыслящих сил и единиц вовлечена во всеобщее объединение посредством совместных действий внешней и внутренней сторон Земли, все части человечества проникают друг в друга и сплачиваются на наших глазах в единый блок вопреки тенденции этих частей к разъединению и соразмерно ей; все это совершенно естественно, если уметь видеть в этом высшую точку организации космического процесса, неизменно со времени тех далеких эпох, когда наша планета была молодой.
Сначала углеродистые молекулы с их тысячами симметрично группированных атомов. Затем клетка, где в минимальном объеме тысячи молекул образуют как бы систему винтиков. Затем многоклеточные, где клетка — всего лишь бесконечно малый элемент.
Еще дальше многоклеточные, как бы соединяясь островками, делают многообразные попытки вступить в симбиоз и подняться к более высокому биологическому состоянию.
Теперь уже мыслящий покров, как зародыш планетарных размеров, на всем своем протяжении развертывает и перекрещивает свои волокна не для того, чтобы их смешать и нейтрализовать, а чтобы их усилить в живом единстве одной ткани.
Положительно я не вижу другого цельного и, стало быть, научного способа сгруппировать и истолковать эту огромную массу фактов, как представить ее в виде гигантской психобиологической операции — своего рода мегасинтеза, «суперкомбинации», которой ныне индивидуально и коллективно подчинены все мыслящие элементы Земли».
Допустим, что Тейяр де Шарден прав. Но что является материальным выражением ноосферы? Каким образом осуществляется метасинтез сознания? Из чего состоят «волокна» мыслящего покрова Земли? На эти вопросы, возможно, отвечает теория московского профессора Бориса Исакова. Он предположил, что сверхлегкие микрочастицы с массой от 10-40 до 10-30 грамма (электроны, позитроны, мюоны, таоны, нейтрино и другие, объединенные названием лептоны) являются носителями человеческих мыслей и чувств, информации о предметах и явлениях материального мира. Мировой лептонный газ (МЛГ) пронизывает все тела во Вселенной, он находится не только в космосе или в воздухе, но и в любых материальных телах, — разумеется, и в человеческом организме тоже. МЛГ представляет из себя своеобразное информационно-энергетическое поле, содержащее сведения обо всем, что было, есть и будет во Вселенной.
С помощью своей гипотезы Б.Исаков готов объяснить многие явления, которые до сих пор считались таинственными, — в том числе и явления, связанные с феноменом смерти и ОВС. Вот фрагменты одного из его выступлений.
«Из уравнений Шредингера для излучающей точки следует, что вокруг нее существуют квантовые оболочки — концентрические сферы различного диаметра, состоящие из лептонов. Но на поверхности кожи есть несколько сот биологически активных точек — их излучения создают суммарные квантовые оболочки человеческого тела. По форме они напоминают скафандры, расположенные один внутри другого по принципу матрешки. Собственно тело — это не весь человек, а только его видимое ядро, вокруг которого расположены его информационно-энергетические «двойники». Когда два человека находятся рядом, их квантовые оболочки пересекаются — они могут служить каналами, по которым идет интуитивный обмен информацией. По-видимому, этим объясняется способность некоторых людей понимать мысли и чувства друг друга...
Можно предположить, что самые дальние — замыкающие квантовые оболочки у всех людей общие, они образуют единое лептонное поле человечества. Поэтому ощущение единства со всеми людьми, которое испытывают йоги, не художественный образ, а физическое явление. По-видимому, они могут подключаться к лептонному полю человечества и считывать с него информацию. Индусы называют это всезнанием.
Бабушка Ванга (знаменитая болгарская слепая прорицательница. — А.Л.) читает мысли и диагностирует, потому что «видит» квантовые оболочки людей. В Индии сказали бы, что у нее открыт «третий глаз», который различает ауру.
Аура — не символ. Она имеет физический смысл. По уравнениям Шредингера можно рассчитать даже ее размеры. Например, у головы первая квантовая оболочка в два раза больше своего «ядра». По сравнению с другими оболочками она наиболее энергонасыщенная и при определенных условиях может становиться видимой...
Из этих же уравнений следует, что квантовые оболочки существуют вокруг любого тела живой или неживой природы. Поэтому ясновидящий способен получать объемную информацию обо всех предметах и явлениях окружающего мира.
Лептоны имеют огромную проникающую способность, в земных условиях для них не существует преград. Этим, наверное, объясняется умение ясновидящих пронзать мысленным взором стены, леса, горы...
Но механизм дальновидения не такой, как при интуитивном общении близких людей. Ключом к разгадке этого явления может послужить известная идея Циолковского о разумных существах из разреженной материи. В свое время она вызвала бурную дискуссию. А современные последователи ученого считают экспериментально доказанной способность некоторых людей усилием воли выделять из себя лептонного информационно-энергетического «двойника». Они могут также видеть «двойников», созданных другими людьми. Кстати, уже создана аппаратура, которая фотографирует эти материальные подобия привидений... (Это замечательно согласуется с опытом внетелесных состояний, который имели не только умирающие, но и люди, употреблявшие наркотические средства, погружавшиеся в медитацию или подвергавшиеся смертельной опасности. Нечто похожее говорит и Л. Уотсон: «На настоящий момент... у биологов нет никаких оснований отрицать существование альтернативного тела. Рассказы о том, как над постелью умирающего поднимается напоминающее призрак облако, ни у кого не вызовут удивления, однако эти сообщения удивительно сходятся во многих деталях. Туман всегда поднимается над головой умершего, часто по спирали, затем же, приняв форму тела, он повисает горизонтально в двух футах от соматической системы и, наконец, рассеивается. Профессиональные ясновидцы также упоминают о «спиралях энергии», покидающей тело умершего».)
...Опираясь на знания своих предшественников, Платон и Аристотель утверждали, что мысли и чувства — «эйдосы» — материальны. Они в буквальном смысле слова витают в воздухе — надо только уметь их улавливать.
Лептонно-электромагнитная гипотеза предлагает научное объяснение этому феномену. Излучение идей и эмоций может быть связано с низкоэнергетическими реакциями «холодного бета-распада» типа Ферми, происходящими в нервных клетках...
Философы Эллады утверждали, что «эйдосы» влияют на неодушевленные предметы. Древним была бы очень близка мысль Маркса, сказанная, правда, по другому поводу: когда идея овладевает массами, она превращается в материальную силу. По ЛЭМ-гипотезе, единомышленники создают своими мыслями и чувствами мощный коллективный «эйдос» из микролептонов, который начинает влиять на каждого из них.
Предположение о лептонных «эйдосах» по-новому ставит вопрос о соотношении материального и идеального на основе глубокого синтеза научных знаний.
С этих позиций можно дать диалектико-материалистическое толкование сущности бога. Огромные толпы верующих излучают однотипные мысли и чувства, из которых формируется лептонный «эйдос» божества. Человек может воспринимать этот фетиш как реального бога — тогда он порабощает личность. Вот почему древние говорили: не сотвори себе кумира. ЛЭМ-гипотеза согласуется и с известным тезисом Фейербаха: не бог создал человека, а человек сотворил бога по своему образу и подобию.
Становится понятным, почему священнослужители всех эпох требовали принесения жертв. Посвящая их богу, верующие подпитывали этот фетиш энергией мыслей и чувств. В результате жрецы получали возможность манипулировать сознанием и поведением людей, пользуясь сотворенным ими коллективным «эйдосом» божества. Фетиш из лептонов будет жить до тех пор, пока в него верят как во всевышнего — читают молитвы, проливают слезы, курят фимиам... Но появляются новые кумиры, а старые умирают от информационно-энергетического голода. Так, давно уже почили в бозе жители Олимпа.
А что, если человеку поклоняются, как богу, — будет ли жить его «эйдос», когда тело умрет? Это коренной вопрос древнегреческой философии. Эллины считали, что личностный «эйдос» живет до тех пор, пока об умершем помнят живущие. Вот почему они искали славы — в науке, искусстве, сражении: они хотели обеспечить физическое бессмертие своего «эйдоса». (По-русски это можно было бы назвать синдромом Бобчинского-Добчинского. — А.Л.). В отличие от почивших богов-фетишей реальные герои «Илиады» и «Одиссеи» живы и поныне — на информационно-энергетическом уровне. Но в этом смысле живы и великие злодеи — Герострат, Гитлер и Сталин...
Опыты Охатрина и Сочеванова показали: при разрушении «ядра» (т.е. физического тела. — А.Л.) начинают рассасываться квантовые оболочки. Если они не получают информационно-энергетической подпитки, то период их полураспада будет равен примерно девяти дням, а полного распада — сорока суткам. Это относится и к живым существам, и к неодушевленным предметам. (Очевидно, это время, когда тело умершего еще нельзя считать мертвым с точки зрения биологии, так как в нем продолжаются биохимические процессы — идет обмен веществ, выделяется тепло и т.д.)
Названные сроки совпадают со временем поминок по усопшим. По-видимому, сенситивы древности могли наблюдать квантовые оболочки умерших людей и видеть критические моменты, когда им нужна подпитка мыслями и чувствами родственников и друзей. На это время и назначались поминки.
Согласно индуистской философии души людей, по которым не справляются поминки, воплощаются в новые тела, чтобы снова изведать страдания жизни. По ЛЭМ-гипотезе такая реинкарнация (переселение душ — А.Л.) вполне возможна: личностные «эйдосы» умерших переходят к младенцам. Собственно, об этом и повествуется в тибетской «Книге мертвых».
Если гипотеза подтвердится, то верующие и ученые смогут терпимее относиться к убеждениям друг друга и со временем даже объединить свои усилия в борьбе за выживание человечества.
Теоретической основой для их союза может стать ЛЭМ-гипотеза. Из нее следует, что наука и религия — это два правомерных и равноправных способа познания истины. Служащие философскими фундаментами материализм и идеализм отражают различные уровни единой реальности. Так, субъективный идеализм — солипсизм — описывает лептонную материю личностных «эйдосов». А ноосфера Вернадского — не что иное, как материальная совокупность мыслей и чувств всего человечества, его квантовая оболочка».
Предположим, гипотеза Б.Исакова верна. Но легче ли нам от этого? Неизбежно возникают новые вопросы. В персонифицированном ли виде существует душа после смерти тела (при условии, что она бессмертна)? Вот проблема проблем! Мало радости в утере индивидуального, в растворении в неком обезличенном информационно-энергетическом поле. То, что такое поле существует, — весьма вероятно. Вопрос в том, сохраняется ли определенная автономность, самоценность нашего «Я», сохраняется ли матрица личности, помещенная в общее поле? Если сохраняется, может ли эта матрица развиваться, находясь в общем поле, или она остается неизменно в том виде, в каком попала в это поле? Может ли «заматрицированная» личность влиять на свою последующую судьбу? И, наконец, самый больной вопрос: если вдруг в результате ядерной войны, природного катаклизма, столкновения Земли с огромным метеоритом или чего-нибудь подобного погибнет все человечество, — сохранится ли ноосфера без подпитки от живых людей? Останется ли Бог вне нас — или все же наша гибель означает гибель всего сущего?
 

Возможно ли физическое бессмертие человека

Человек рождается, чтобы износить четыре детских пальто и от шести до семи взрослых. 10 костюмов — вот и весь человек.

 

К.Чуковский. Дневник
Я бессмертен, пока я не умер...
А.Тарковский
Гилберту Честертону принадлежат строки о хрупкости нашего бытия, исполненные вдохновенного поэтического звучания: «Я чувствовал и чувствую, что жизнь ярка, как бриллиант, но хрупка, как оконное стекло, и когда небеса сравнивали с кристаллом, я вздрагивал — как бы Бог не разбил мир вдребезги.
Но помните, бьющееся не обречено на гибель. Ударьте по стеклу — оно не проживет и секунды, берегите его — оно проживет века».
Мечты о жизни вечной (в физическом смысле) томят людей испокон века. (Согласно преданию, царь Соломон был столь мудр, что отказался принять эликсир бессмертия, не желая жить дольше, чем близкие ему люди.)
Изобретением эликсира бессмертия занимались ученые древности и алхимики средневековья, медики и знахари, короли и простолюдины. Иногда попытки достичь бессмертия или хотя бы омолодиться приводили к обратному результату. Китайский император Сюаньцзун (VIII век) умер, приняв эликсир бессмертия. В Древнем Китае считалось, что даосские монахи владеют тайной подобного снадобья (очевидно, эта вера родилась из-за того, что Чжан Даолин (34-156), основатель философии дао, в 60 лет с помощью изготовленного им эликсира сумел омолодиться и прожить до 122 лет).
В эпоху Возрождения известны случаи смерти стариков, переливавших себе кровь юношей. В книге А.Горбовского и Ю.Семенова «Закрытые страницы истории» приводится ряд забавных старинных рецептов по изготовлению эликсира бессмертия, начиная с совета истолочь жабу, прожившую 10 тысяч лет, и кончая такой рекомендацией из древнеперсидского манускрипта: «Надо взять человека, рыжего и веснушчатого, и кормить его плодами до 30 лет, затем опустить его в каменный сосуд с медом и другими составами, заключить этот сосуд в обручи и герметически закупорить. Через 120 лет его тело обратится в мумию». Содержимое сосуда следовало принимать по определенным правилам, что гарантировало как минимум продление жизни.
Впрочем, старинные хроники дают пищу не только для иронии. Есть свидетельства (хотя и разной степени достоверности) о достижении древними успешных результатов в продлении жизни. Античная легенда гласит, что греческому жрецу и поэту Эпимениду удалось продлить свою жизнь до 300 лет. Плиний Старший пишет о неком иллирийце, сумевшем прожить до 500 лет. Согласно летописям епископ Аллен де Лисле, будучи глубоким стариком, принял в 1218 году таинственное снадобье и продлил свою жизнь на 60 лет. Утверждают, что 254 года коптил небо китаец Ли Цуньюн (1680-1933), переживший за это время 23 жены. Двадцать четвертая стала его вдовой. В нашей стране долгое время пропагандировали рекорд Ширали Муслимова из села Барвазу (Азербайджан, Ленкоранский район), который якобы прожил 168 лет — с 1805-го по 1973-й.
Современные примеры долгой жизни не столь впечатляющи, но все же настраивают на оптимистический лад, ибо говорят о том, что наша оценка видовой продолжительности жизни человека, возможно, не точна и что мы умираем так рано не из-за генов, а из-за неблагоприятного воздействия внешней среды, собственной неосторожности и тому подобных факторов.
Впрочем, современные исследования генетиков все-таки делают эту надежду призрачной. Так, продолжительность жизни лабораторных животных одного вида (но разных линий), содержащихся в абсолютно одинаковых условиях, может различаться чуть ли не в 2 раза, что говорит о генетической детерминированности срока их бытия. В качестве другого доказательства генетики приводят факт относительно небольшого различия продолжительности жизни у однояйцевых близнецов, даже если судьба дарует им несхожие условия существования.
По мнению большинства геронтологов, сейчас предел продолжительности человеческой жизни составляет 120 лет, а Книга рекордов Гиннесса утверждает, что нет ни одного достоверного случая празднования 121-го дня рождения. Сведения о продолжительности жизни некоторых прославленных долгожителей прошлых веков, по мнению специалистов, объясняются тем, что за одного человека принимали отца и сына либо родственников, носивших одно и то же имя или титул. Самую долгую документально подтвержденную жизнь в 120 лет 137 дней прожил японец Сигечийо Идзуми. Он скончался от воспаления легких 21 февраля 1986 года.
Неплохими темпами растет число долгожителей в высокоразвитых странах. Например, в США лишь за четыре года (с 1974 по 1978) число людей, достигших столетнего возраста, увеличилось с 8317 до 11992. На 1 июля 1989 года в США проживала уже 61 тысяча перешагнувших столетний рубеж. Геронтологи предсказывают, что из ныне живущих американцев каждый двадцатитысячный доживет до 100 лет, а до 95 доживет один из 2500. С 1900 года средняя продолжительность жизни в США увеличилась на 26 лет.
Издавна славятся своими долгожителями горные селенья в разных странах. Бьют рекорды продолжительности жизни люди, живущие в центральных районах Шри-Ланки, в районах Анд, на Кавказе. В 1979 году в Абхазии проживал 241 человек в возрасте свыше 90 лет — 2,58 процента от всего населения. Но самая высокая концентрация долгожителей (людей, которым свыше 100 лет) в небольшой горной деревушке Бама на юге Китая. Здесь, в районе Гуанси, на 220 тысяч человек приходится 58 долгожителей. Весьма высок процент и 80- и 90-летних людей. Заняты они крестьянским трудом и в свои годы чувствуют себя весьма бодро. Так, крестьянке Ло Масэн в 1990 году исполнилось 130 лет, но она собирается, по ее словам, прожить до 200. Ланнь Бопин моложе ее на 19 лет. Последние 61 год своей жизни он активно курит и дважды в день выпивает по стакану крепкого рисового вина (это к вопросу о диете). Именно это вино некоторые считают эликсиром долголетия. Изготовляется оно на местном заводе в количестве 300 тысяч бутылок в год и предназначено лишь для местных жителей. Состав настоя вина весьма сложен, ибо в него входят около сорока различных трав и растений, высушенные змеи и ящерицы, и — зажмурьте глаза! — высушенные собачьи и оленьи половые органы (пенисы). Впрочем, в селенье Бама есть долгожители, ни разу в жизни не пробовавшие этого напитка.
Проблемой долголетия (и в перспективе — бессмертия) занимаются сейчас целые институты. Но в отечественной прессе периодически мелькают сообщения и об энтузиастах-одиночках, пытающихся как можно дольше продлить жизнь человека. Биолог Сурен Аракелян убежден, например, что омолаживание организма на сегодняшний день вполне достижимая задача и уже сейчас можно планировать преодоление 120-летнего рубежа для большинства людей. В будущем же достаточно правдоподобной Аракеляну представляется цифра 300-500 лет. На чем же строит он свои выводы? На теории физиологически полезного голодания (ФПГ). Свои эксперименты он начал со старых японских кур, назначив им семидневное ФПГ с одновременным введением антистрессового препарата. Старые, отжившие свой век куры преобразились: у них выросли новые перья, исчез гребень, голос стал почти цыплячьим, резко повысилась двигательная активность. Затем Аракелян перенес эксперименты на коров и свиней. Итог — продолжительность жизни при месячном отдыхе коровы раз в году с применением ФПГ возрастает в 3 раза!
Механизм этого феномена, как считает ученый, таков: при физиологически полезном голодании организм «как бы становится на капитальный ремонт. Из клеток выходит натрий, а на его место из межклеточного пространства попадает калий. Всего-то навсего замена одного химического элемента на другой, причем похожий. Но натриевые соли — вспомните процесс засолки — способствуют консервации органических веществ. При обычном питании в клетках как бы консервируются все продукты жизнедеятельности. В том числе и шлаки — главная причина старения... Вывести шлаки — воспрепятствовать старению. Вот почему регулярное ФПГ — разумная профилактика «живой машины».
На себе Аракелян пробует свой метод с 1965 года (он родился в 1926 г.). В 1983 году, давая интервью газете «Труд», ученый сказал, что болел раньше хроническим гастритом и язвой желудка, теперь же не только излечился, но не болеет даже легкой простудой. Аракелян голодает первого, второго и третьего числа каждого месяца, одну неделю — раз в три месяца, две недели — раз в полгода и месяц — раз в году. При этом он пьет только воду с добавлением антистрессового препарата плюс некоторые очистительные физиологические процедуры. Для повседневного питания ученый рекомендует двухразовый (в день) прием пищи, состоящий из 50 граммов изюма или двух сырых морковок, или одного апельсина, яблока, или 100 граммов свежей капусты, или 50 граммов гороха, фасоли, чечевицы, или 100 граммов сырых пшеничных зерен, гречневой (перловой) крупы. В свои годы Аракелян чувствует себя превосходно, легко играет пудовой гирей.
Аналогичные исследования проводили сотрудники Института физиологии украинской Академии наук. С помощью особого режима питания они «омолодили» двухгодовалых крыс до состояния, характерного для трехмесячного возраста. Английский биолог Клив Маккей добился удлинения жизни мышей в 1,5 раза с помощью двух голодных дней в неделю, а сокращение рациона питания на треть позволило увеличить их жизнь в 2 раза. Особый режим питания и использование определенных витаминов предлагает для продления жизни и лауреат Нобелевской премии Лайнус Полинг.
В 1988 году журнал «Юность» опубликовал статью о препарате, изобретенном геронтологами Т.Л. Наджаряном и В.Б. Мамаевым. Их цель — добиться, чтобы процессы старения возникали в организме не в 35-50, а в 60-80 лет. «В отличие от традиционной геронтологии, — говорит Т.Л. Наджарян, — рассматривающей старение как непрерывный процесс, протекающий монотонно в течение всей человеческой жизни, школа академика Н.М. Эммануэля, к которой мы принадлежим, придерживается иной концепции. Изучая строение полимеров, ученые вывели у них признаки старения, в чем-то очень схожие с теми, которые протекают в живых организмах. Возьмем обычную поливиниловую пленку. Наступает срок, и она мутнеет, теряет свою гибкость, на ней образуются различные трещины. Для нее это и есть черты старости. У человека, на наш взгляд, аналогичными признаками являются болезни. Изучив огромный клинический материал, мы приходим к выводу, что частота заболеваний, например, системы кровообращения у людей примерно соответствует уровню их смертности. И ведущие болезни, в первую очередь сердечно-сосудистые, онкологические, как раз и являются болезнями старения. То есть старость реализуется через заболевания. Отправной точкой, из которой мы исходим, является то, что люди умирают не от старости, а от болезней: от инфаркта миокарда, инсульта и рака. И именно болезни в совокупности составляют патологию старения».
Лаборатория количественной геронтологии Центральной клинической больницы АН СССР, которой руководит Т.Л. Наджарян, разработала систему тестов, с помощью которой компьютер может определить и измерить в организме патологию старения. Благодаря этому ученые могут прогнозировать наступление различных стадий заболевания и даже вычислять, сколько лет осталось жить человеку. Но срок жизни, по мнению Наджаряна, можно продлить с помощью антиоксидантов — «веществ, препятствующих вредным окислительным процессам в организме... А из них особое внимание специалистов привлек дибунол... Способ его производства достаточно прост и дешев. Он долго хранится. И вдруг медики стали замечать, что дибунол положительно влияет, в частности, на систему кровообращения у человека. Повышает эластичность сосудов. Устойчивость миокарда к стрессовым нагрузкам. Является антиканцерогеном, обладает противоопухолевым действием. Антиоксиданты, и в частности дибунол, начали успешно применять при лечении инфаркта миокарда, рака мочевого пузыря, язвы желудка, различных ожогов и даже парадонтоза. Все это, вместе взятое, укрепляет веру в то, что антиоксиданты могут служить высокоэффективными геропротекторами — веществами, замедляющими старение. Это предположение полностью подтвердилось в опытах на животных».
Т.Л. Наджарян жалуется, однако, что существующая ныне практика внедрения медицинских препаратов вряд ли позволит признать дибунол геропротектором раньше чем через 25 лет.
(В качестве геропротекторов предлагаются и другие вещества. По мнению научного сотрудника Института биофизики АН СССР М.М. Виленчика, «с целью усиления устойчивости организма к старению и связанным с ним болезням... в будущем, вероятно, будет использован комплекс веществ, усиливающих репарацию («ремонт» ДНК. — А.Л.) и обладающих антиоксидантными свойствами. Наверно, этот защитный комплекс будет включать бета-каротин, витамины С и Е, селен, фермент супероксиддисмутазу».)
Некоторые западные исследователи (например, итальянец Клаудио Франчески) также проводят аналогию между старением и онкологическими заболеваниями, считая их двумя сторонами одной медали. Но они не перекладывают вину за раковые опухоли па «запрограммированное» старение человеческих клеток. Проблема, по их мнению, заключается в эффективности клеточной системы защиты.
Как правило, опухоль развивается потому, что нарушается деятельность некоторых генов, так называемых онкогенов, которые контролируют размножение клеток, считает Этторе Бергамини, доцент общей патологии и директор Научно-исследовательского центра старения при Пизанском университете. А на старение влияют все остальные фрагменты ДНК. Если вредное активирующее средство повреждает гены, не участвующие в контроле за делением клеток, то это вызывает искажения кода ДНК, которые, накапливаясь со временем, способствуют старению.
Но все же многие ученые склоняются к идее, что наша гибель — не результат износа организма, а «запрограммирована» на генном уровне. Вернее, запрограммирована не гибель, а старение организма, которое, в свою очередь, приводит к его смерти. Широко известны опыты Л.Хейфлика, доказавшего, что «критические» клетки (головного мозга, сердца, нервной системы) делятся примерно 50 раз, а затем безвозвратно погибают. Причем число делений как бы записано в ядре клетки, содержащем ДНК. Так что если ядро одной клетки, делившейся, например, 40 раз, пересадить в молодую клетку (делившуюся 5-10 раз), то эта молодая клетка осуществит еще 10 делений и погибнет.
Эксперименты Хейфлика кажутся очень убедительными, однако Альберт Розенфельд в журнале «Гео» (Гамбург) пишет, что «лимит Хейфлика» не произвел на других исследователей должного впечатления. «То, что происходит с изолированными клетками в искусственных лабораторных условиях, — говорит американский эндокринолог У.Д. Денкла, — не имеет ничего общего с тем, как стареет весь организм, и даже с тем, как подопытные клетки старели бы в самом организме, который в конечном итоге и является их естественной средой... Если рассмотреть главные причины смерти, то их можно свести к отказу одной из двух важнейших физиологических систем — либо сердечно-сосудистой, либо иммунной».
Денкла обосновал теорию, согласно которой старением управляют «гормональные часы», находящиеся в мозге человека. Исследователь работал со старыми и молодыми животными, у части которых был удален гипофиз. Кроме того, он подвергал подопытных животных действию тироксина — гормона, вырабатываемого щитовидной железой и оказывающего решающее влияние на деятельность сердечно-сосудистой и иммунной систем организма, отказ которых является главной причиной смертности в высокоразвитых странах.
У старых животных с удаленным гипофизом, получавших тироксин, Денкла добился поразительного эффекта омоложения, который проявлялся в работе сердечно-сосудистой и иммунной систем и даже внешне, например в усиленном росте шерсти. Эти крысы не только выглядели «моложе», но и данные их биохимического и физиологического обследования соответствовали значительно более молодым животным...
Результаты исследований указывали на то, что причина старения крыс заключена в гипофизе. Если удалить эту железу, процесс старения приостанавливается и даже представляется обратимым. Денкла предполагает, что по достижении половой зрелости гипофиз начинает выделять некий гормон, вызывающий старение. Этот гипотетический гормон он называл DECO (сокращение от «decreasing oxygen consumption» — «пониженное потребление кислорода», один из признаков стареющей клетки). Кое-кто уже заговорил о «гормоне старости» и «гормоне смерти».
Но если верна гипотеза «гормональных часов», то что же вызывает старение и гибель клеток в опытах Хейфлика, когда полностью исключается роль централизованного гормонального контроля? Как ни странно, ответ на этот вопрос Денкла мог дать результатами своей собственной работы. Выяснив во время своих исследований, что интенсивность обменных процессов у подопытных животных контролируется щитовидной железой, он одновременно обнаружил, что небольшая часть обмена веществ протекает, казалось, независимо от щитовидной железы. Денкла назвал это «генетической долей обмена веществ».
Таким образом, мы имеем дело с механизмом двойного контроля. Что не обнаружат «пограничники» (гормоны), то отберут «таможенники» (гены). Ну а то, что эти службы «работают» во взаимодействии друг с другом, — само собой разумеется. Можно употребить и другую метафору — «генетические часы» включают взрыватель бомбы (старение организма), подстраховывая «часы гормональные».
(Быть может, точнее выразился профессор Института геронтологии АМН В.В. Фролькис, сказав, что генетически детерминировано не старение, а структура обмена веществ в организме».)
Впрочем, и тут все не так просто, ибо кроме опытов Хейфлика и Денкла существуют многочисленные эксперименты и теории других ученых.
Швейцарский врач П.Ниганс для омолаживания организма предложил вводить в него сыворотку из тканей новорожденных ланей. Ученые из 2-го Московского медицинского института сумели вдвое продлить жизнь подопытных мышей с помощью маточного молочка пчел. Американец Роберт А.Вильсон, работая над проблемой возвращения молодости женщинам, предложил методику, сочетающую специальную диету с инъекциями женских половых гормонов эстрогона и прогестерона. Шведы пытаются сделать то же самое с помощью гормона тимозина. Подавление с помощью антиоксидантов «свободных радикалов» — осколков молекул с высоким электрическим потенциалом — кладут в основу своих экспериментов ученые из многих стран. Существуют эксперименты по омоложению путем пересадки эмбриональной ткани (мозга). Упомяну еще о попытках снизить температуру нашего тела. Чем меньше температура, тем медленнее идут все физиологические процессы. По утверждению некоторых исследователей, снижение температуры тела всего лишь на 2 градуса по Цельсию позволит нам раздвинуть границы видовой продолжительности жизни до двух столетии. А снижение на 4 градуса даст вообще фантастический результат — 700 лет жизни! При этом качество жизни (работоспособность, ощущения и т.д.) останется прежним.
Отечественный исследователь А.Костенко убежден, что в основе старения — накопление гидроксилапатита Са5(РО4)3ОН, «минерала смерти», образующегося в ходе жизнедеятельности организма, подобно тому, как в чайнике образуется накипь. Апатит — главная неорганическая составляющая отложений на стенках сосудов, основной компонент твердых образований в человеческом теле.
«Точка зрения «мы стареем оттого, что что-то копим», как и конкурирующая теория «гена смерти», — пишет Костенко, — не могут сами по себе объяснить вероятность смерти в том или ином возрасте. Почему шансы протянуть еще год у 110-летнего не хуже, чем у 100-летнего?» По мнению Костенко, хронические заболевания организма, приводящие к его гибели, вызваны попыткой организма вымыть «минерал смерти». Поскольку в нейтральной среде апатит практически нерастворим, то организму приходится бороться с ним с помощью самозакисления, которое достигается с помощью... болезней. «Раковые опухоли выделяют молочную кислоту. При расстройствах иммунитета разрушению апатита способствуют продукты распада тканей. И так далее, и тому подобное. Отсюда неприятная компенсация, как-то: меньше холестерина в крови, здоровее сердце — больше вероятность рака, и наоборот. Это значит, что, если, например, будет одержана победа над раком, средняя продолжительность жизни не возрастет — место рака займут другие болезни».
Выход из тупика Костенко видит в искусственном закислении организма (например, с помощью углекислоты), ссылаясь на опыты физиолога И.И. Голодова, врача К.П. Бутейко и на эксперименты, проведенные им самим совместно с другими исследователями. «...Мышей возрастом более года я периодически подвергал кислой промывке в среде, обогащенной СО2. Улучшилось состояние их глаз, шерсти, у них по сравнению с контрольной группой наступило явное, доказанное анализом улучшение состояния ДНК, то есть падало количество дефектов, накапливающихся с возрастом. Прирост средней продолжительности жизни достиг 131 процента, а четыре мыши здравствуют уже пятый год, что соответствует примерно 220 человеческим годам». Костенко проводит эксперименты и на себе, утверждая, что излечился от застарелых болезней, выглядит куда моложе, улучшил физические показатели и т.д.
Что ж, улучшение здоровья, продление жизни — это хорошо. Но ведь многие люди, не вняв примеру царя Соломона, жаждут жизни вечной...
Московский биохимик Николай Исаев — один из тех идеалистов, кто надеется победить смерть еще при жизни. Давая интервью журналисту С.Кашницкому, ученый прежде всего показал на клен с набухшими почками, посаженный в кадку:
— Это дерево бессмертно.
— Почему? — удивился журналист. — Я вижу, что деревце растет в кадке, не на улице, явно в тепличных условиях (дело происходило зимой).
— Не путайте клен с фикусом, пальмой или другим вечнозеленым растением. Лиственное дерево средней полосы осенью сбрасывает листья, какие бы идеальные условия мы ему ни создали. Я называю этот клен зацикленным. Это значит, что возраст каждые три недели возвращается к одной и той же отметке. Когда почки немного вырастут, но еще не созреют, я их выщипываю, все до одной. Тем самым искусственно не допускаю растение к фазе пожелтения листьев. Обманутое таким образом деревце начинает все сначала — вновь появляются почки. Через двадцать дней — опять удаление. И так без конца... Аналогичный опыт продолжался за рубежом в течение ста лет. У агавы мексиканской, которая обычно живет десять лет, на последнем году жизни обрезали генеративный побег. Через год он отрастал заново. Его опять обрезали... 10-й год жизни растения продолжался столетие.
Исаев утверждает, что между растениями и животными в этом отношении существует полная аналогия. В качестве доказательства он приводит данные палеонтологии — на границе палеозоя и мезозоя в результате каких-то причин (возможно, радиационного удара) резко подскочила видовая продолжительность жизни — у растений и животных одновременно. Существует и опыт, поставленный на крысе. Ее климактерический период, равный обычно нескольким дням, искусственно продлевали до 40 дней. Дважды в сутки крыса получала препарат, не позволявший пройти климаксу, благодаря чему она сохраняла свой биологический возраст, время как бы остановилось для ее организма. Исаев сожалеет, что экспериментаторы не продолжили эту работу до двух лет, — чтобы крыса преодолела свой видовой возрастной предел. На вопрос, как он представляет осуществление бессмертия для человека, ученый ответил:
— Аналогия с растениями и животными сохраняется. Принцип тот же: нужно искусственным путем подавить в организме те продукты, которые «включают» очередную возрастную фазу. Эти продукты известны биохимикам. Их три. Для двух из них известны ингибиторы — вещества, химически связывающие интересующие нас продукты и переводящие их в неактивное состояние. Осталось отыскать «тормоз» для третьего продукта. Задача реальная.
— Ну, неужели так все просто? — не унимался журналист. — Может, тогда пора записываться в очередь на бессмертие? А кстати, если запишете, что вы будете со мной делать?
— Первое, что приходит в голову, — инъекции. Но, конечно, каждые 8-12 часов делать уколы, причем каждого из трех веществ в отдельности, — жуткая морока. Так, пожалуй, через месяц жить надоест — какое уж тут бессмертие! Думаю, биологи и медики помогут применить методы чжэнь-цзютерапии для ингибирования продуктов — «переключателей» возраста. Известно же, что в Китае и Японии многие долгожители пользовались прижиганиями с помощью полынных сигар, побивая все рекорды средней продолжительности жизни. Их опыт пригодится всем вступающим в эру бессмертия.
Исаев говорит, что его теорией заинтересовались многие ученые-биологи, и в частности старейший советский генетик академик Н.П. Дубинин. Однако Академия медицинских наук СССР отвергла предложение Исаева финансировать проверку его теории на животных. Конечно, на первый взгляд здесь явно выпирает дилетантизм, донкихотство. Можно ли с наскоку, таким примитивным способом остановить генетические часы в нашем теле? Тем более что часы эти, по мнению ряда ученых, имеют «подстраховку».
Впрочем, попытки воздействовать на генетическую программу организма предпринимают многие ученые, и зачастую не без успеха. О ряде из них напоминает И.Вишев в книге «Проблема личного бессмертия»: «...получены обнадеживающие результаты, убедительно свидетельствующие о подвижности видовых пределов жизни и возможности продлевать период молодости. Б.А. Кауров, например, отмечает, что продолжительность жизни пчелиных трутней, умирающих непосредственно после оплодотворения самок, в случае их изоляции от самок увеличивается в 8-10 раз по сравнению с видовой нормой; неполовозрелые лососи с удаленными гонадами живут в несколько раз дольше, чем нормальные особи; если уберечь от цветения однолетнее растение, то продолжительность его жизни можно увеличить до нескольких лет; в случае удаления прилежащих тел у домовых сверчков они живут вдвое дольше остальных, причем после смерти у них сохраняются морфофункциональные особенности ряда органов, присущие молодой стадии имагональной жизни. И дело здесь, понятно, не в названных методах, заведомо неприложимых к человеку и могущих вызвать лишь усмешку, а в самом факте чрезвычайной подвижности видовых границ».
На сегодня видовой предел жизни человека разными учеными определяется по-разному — от 86-88 до 115-120 лет. Некоторые называют и фантастические цифры в 150-160 лет. Реальная средняя продолжительность жизни, конечно, ниже. В СССР в 1984-1985 годах она составляла для мужчин 64, для женщин 73 года. Любопытны следующие данные статистики: 190 знаменитых людей античности прожили в среднем 71,9 года, а 489 европейских знаменитостей, умерших в 1901-1910 годах, прожили в среднем на год меньше.
Продление срока жизни на 5, 10, 50, 500 лет лишь оттягивает момент смерти. Достижимо ли физическое бессмертие в принципе? Можем ли мы обмануть клетки организма, заставив их делиться не 40-60 раз, а бесконечно?
(Со времен А.Вейсмана длится спор о том, бессмертны ли простейшие (речь идет об отсутствии у них запрограммированного процесса разрушения). Если это так, то при определенных условиях и многоклеточные могли бы обрести такое же качество. Однако есть много доводов в пользу того, что смерть (наличие детерминированного природой механизма разрушения клетки) — один из основных законов организации жизни на любых уровнях.)
Наверное, преодоление физической смерти в будущем возможно. Сумев изменить генетическую программу, можно добиться вечного обновления клеточного вещества (в том числе и мозга) с сохранением в нем информационного поля (души). Если же пойти по другому пути — пересадке мозга в новое тело (синтетическое или донорское, выращенное путем клонирования), то здесь важно, чтобы ни на мгновение не прерывалось сознание. Иначе «новый» человек (тело, оболочка) будет и вправду новым (т.е. другим), несмотря на прежнее сознание. Таким образом, мы получим копию, а не отреставрированный подлинник.
С точки зрения физики для бессмертия требуется создать такую систему, которая отдает во внешнюю среду не больше энергии, чем получает (а еще точнее: сохраняет абсолютно равный обмен в системе «объект-среда»). Фактически мы пытаемся создать биологический вариант перпетуум-мобиле. Но возможно ли такое динамическое равновесие? И какого информационного объема должна быть система, чтобы, существуя лишь внутри себя, не погибнуть? Пока весь научный и социально-исторический опыт говорит о том, что неразвивающаяся система обречена. Следовательно, нам для перманентного существования необходимо накапливать информацию и энергию. Поскольку тела наши бренны, задача эта возложена не на отдельных индивидуумов, а на все сообщество людей.
Заметим, что, несмотря на многочисленные войны и эпидемии, энерговооруженность человечества и количество обрабатываемой информации возрастает в геометрической прогрессии. За последние 50 лет мы произвели энергии больше, чем за всю предшествующую историю цивилизации. По некоторым экспертным оценкам, если скорость овладения энергией не уменьшится, то уже через 300-400 лет мы колонизируем планеты Солнечной системы, а через тысячу лет заселим и ближайшие звездные системы. Естественно, такая мощь позволит решить и задачу физического бессмертия человека. Правда, тогда встанет вопрос о пределе насыщения информацией мозга (здесь опять напрашивается аналогия с компьютером). Будет ли «жесткий диск» нашего мозга столь вместителен, чтобы удерживать информацию, полученную за сотни и тысячи лет существования? Или ему придется делать отбор, стирая старые, ненужные записи? Впрочем, подобных вопросов возникнут сотни, если не тысячи. Решать их сейчас — все равно что носить воду в решете. Так что займемся лучше не будущим, а прошлым.
 

Картина дня

наверх