ЗЕМЛЯНЕ

1 509 подписчиков

Евангельские христиане в духе апостолов._ Пятидесятники -Единственники.

Бесчинство творимое в церкви Евангельских христиан...

 

 

 

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ В ДУХЕ АПОСТОЛОВ, одна из церковных организаций пятидесятников на территории бывшего СССР. Относится к группе пятидесятников-унитарианцев. 

Конфессия евангельских христиан в духе апостолов появилась в России раньше других групп пятидесятников — в первой половине 1910-х гг. Основателем её был Александр Иванович Иванов (1880—1931), являвшийся прежде пресвитером общины евангельских христиан (конфессии, слившейся с баптистами в 1944, см. Евроазиатский союз евангельских христиан-баптистов), но под влиянием американских и скандинавских миссионеров принявший пятидесятничество. После смерти А. И. Иванова во главе конфессиональной группы стал Николай Петрович Смородин (1875—1953) (её приверженцев поэтому нередко называют смородинцами, но сами они отвергают такое наименование). 

Поскольку решающее влияние на Н. П. Смородина и А. И. Иванова оказал американский миссионер-пятидесятник Э. Уршан, придерживавшийся унитарианской доктрины, новая конфессия приняла догматические положения, близкие к американской унитарианской пятидесятнической организации — Объединённой пятидесятнической церкви, международной. Евангельские христиане в духе апостолов отвергают тринитарианскую доктрину (учение о Божественной Троице), не признают тринитарианское крещение «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» и крестят вступающих в церковь по формуле: «Во имя Иисуса Христа» (в связи с этим их сторонников называют иногда единственниками или иисусовцами). В остальном эта конфессиональная группа мало отличается от основной массы пятидесятников. В ней признаются два благословения: оправдание, под которым понимается обращение, и крещение Святым Духом. Как и другие протестанты, евангельские христиане в духе апостолов считают, что спасение человека может быть достигнуто только верой, признают в качестве единственного Богом данного авторитета Библию. 

Обрядность сходна с обрядностью в других пятидесятнических церквах, за исключением формулы крещения и некоторых других частных особенностей (так, у них не повторяется молитва Отче наш, отсутствует совместная молитва во время богослужения на языках, в хлебопреломлении не обязательно должен использоваться пресный хлеб). 

Достоверных данных о численности евангельских христиан в духе апостолов не имеется. Можно предполагать, что она не превосходит 10 тыс. человек. Наибольшее число живёт в России (Санкт-Петербурге, Москве и других городах), есть они также в Казахстане, на Украине, в БелоруссииЛитвеЭстонии; большинство из них — русские.

 

ИСТОРИЯ

 
Дата возникновения движения пятидесятников-единственников связана с конкретным событием: собранием пробуждения 15 апреля 1913 года в Лос-Анджелесе. Кульминацией собрания стало крещение, когда канадский проповедник-ривайвалист Р. Е. Мак-Алистер крестил новообращенных не по тринитарной формуле исторической христианской Церкви, а во имя одного Иисуса (David Reed, Oneness Pentecostal Origins, http://eli.elilabs.com/~mbasset/oporigin.txt). Хотя многие из присутствовавших на собрании были в ужасе от того, что произошло, начинающий проповедник Фрэнк Эварт провел с Мак-Алистером много часов, наблюдая за ходом богослужения, и начал разделять его взгляды. Как говорят многие пятидесятники-единственники, Мак-Алистер рассказал Эварту, что крещение именем Иисуса Христа, описанное в Деяниях 2:38, - это воплощение тринитарной формулы из Матфея 28:19. Упомянутый стих из Евангелия от Матфея исполняется, потому что Иисус-Сын попросту является высшим проявлением монотеистического Бога (а не отдельной Личностью в Троичном Божестве). 

Второе знаменательное событие в истории движения произошло ровно два года спустя, 15 апреля 1915 года, когда Эварт произнес свою первую проповедь по Деяниям 2:38. Как полагает Дэвид Рид, Эварт просто читал проповедь, написанную для него Мак-Алистером, а свое модалистическое богословие создал лишь после этой проповеди (там же). Тем не менее, возникновение учения Эварта о необходимости крещения во имя одного Иисуса можно примерно датировать этим периодом. 

В тот же день Эварт повторно крестил своего последователя Гленна А. Кука во имя одного Иисуса, а затем Кук повторно крестил Эварта (Mark Oppenheimer, The Modern Beginnings of Oneness, http://www.letusreason.org/Onenes21.htm). Этим было положено начало повторному крещению тысяч пятидесятников. Движение единственников быстро распространилось среди пятидесятнических церквей, в особенности входящих в конфессию Ассамблеи Бога (АБ). АБ поставили вопрос о крещении именем одного Иисуса на своей генеральной ассамблее в 1915 году и в 1916 году искоренили это движение внутри конфессии, включив требование веры в Троицу в свое «Утверждение основополагающих истин» (там же). Вслед за этим 156 служителей покинули АБ и образовали независимую конфессию единственников. В январе 1918 года Генеральная ассамблея апостольских ассамблей объединилась с пятидесятнической конфессией Ассамблеи мира, прослеживающей свою историю от первоначального пятидесятнического пробуждения на Азуза-стрит в Лос-Анджелесе (там же). 

Чрезвычайно значительное событие в истории движения пятидесятников-единственников произошло в 1945 году, когда две разные группы, слившись, образовали Объединенную Пятидесятническую Церковь (ОПЦ). Начав с 617 церквей в 1946 году, в настоящее время эта конфессия насчитывает 25 283 церкви, а количество прихожан превышает 2.6 млн. человек (About the United Pentecostal Church International, http://www.upci.org/main/about).

Многие известные люди, пользующиеся признанием в консервативных евангелических кругах, связаны с движением пятидесятников-единственников. Христианское музыкальное трио: Филлипс, Крейг и Дин - являются служителями ОПЦ. Т. Д. Джэйкс также связан с движением пятидесятников-единственников (J. Lee Grady, «The Other Pentecostals», Charisma, June 1997, p. 68), и его богословские взгляды свидетельствуют о вере в три «измерения» или «проявления» единого Бога (Doctrinal Statement for T. D. Jakes, Potter's House Ministry, http://www.tdjakes.org/ministry/doctrine.html); неудивительно, что богословские воззрения являются одной из двух областей, в которых люди обычно выражают свое несогласие с Джэйксом (Questions for T. D. Jakes,http://www.tdjakes.org/ministry/faq/tdjakes.html). Популярные богослужебные хоралы «Священная земля» и «В присутствии Иеговы» были написаны композитором ОПЦ Джироном Дэвисом (Grady, c.68).

Движение пятидесятников-единственников в России и бывшем СССР представлено Евангельскими христианами в духе апостолов (ЕХвДА), также известными как «смородинцы».

В России эта конфессия зародилась в 1913 г., когда под влиянием американского миссионера-единственника А.Уршана из общин евангельских христиан в Гельсингфорсе и Выборге выделилась группа пятидесятников во главе с А.И.Ивановым и Н.П.Смородиным. Новое движение быстро распространило свое влияние на Новгородскую, Вятскую и Московскую губернии. В 1918 г. с разрешения Ленина в Петрограде был открыт первый молитвенный дом.

В настоящее время церкви на территории бывшего СССР (24 зарегистрированные общины по состоянию на 1998 г.) объединены под руководством Пресвитерского совета. Издается журнал "Мир Вам". Для проведения миссионерской работы с Санкт-Петербурге создана миссия "Благая Весть", деятельность которой финансируется через АОЗТ "Благая Весть - Статир". Кроме того, при санкт-петербургской церкви ЕХвДА действуют Духовная семинария, средняя общеобразовательная школа и воскресная школа. C 1985 г. епископом объединенных церквей еангельских христиан в духе апостолов по РФ является Д.Л. Шатров (род. 1929 г.). 

ДОКТРИНА
ТРОИЦА: Одной двух из наиболее характерных особенностей вероисповедания пятидесятников-единственников (помимо крещения только именем Иисуса - см. ниже) является модализм. Единственники отрицают Троицу, полагая, что монотеистичный Бог просто «проявляет» себя в роли того или иного члена Троицы. Например, в одном из исповеданий веры единственников говорится: 

Бог абсолютно един, и не имеет никаких личностных различий (Второзаконие 6:4; Исайя 44:8, 45:5-6, 21-23, 46:9; Римлянам 3:30; Галатам 3:20; Иакова 2:19). Чтобы спасти грешное человечество Бог послал безгрешного Человека - Иисуса Христа, Сына Божьего, - в качестве искупительной жертвы. В силу зачатия Сына и Своего отношения к человечеству Бог является Отцом. В Своих усилиях трансформировать и наполнить силой жизнь людей Бог выступает как Святой Дух. Таким образом, ради нашего спасения Бог открылся как Отец (в отеческом отношении к человечеству), как Сын (в человеческой плоти) и как Святой Дух (в духовном воздействии) (Малахия 2:10; Лука 1:35; 2-е Коринфянам 3:17-18; 1-е Тимофею 2:5) (The United Pentecostal Church International,http://www.prairienet.org/community/...ire/meet.html).

Дэвид К.Бернард, один из наиболее видных апологетов учения единственников, разъясняет: «Термин «Бог Отец» есть в Библии и относится к самому Богу... [Библия] также ясно говорит, что Иисус есть единый Отец. Святой Дух, пребывавший в Сыне Божьем, был никто иной, как Отец» (David K.Bernard, J.D., The Oneness of God, http://ourworld.compuserve.com/homep...l/One-Ch6.htm).

Иными словами, Бог не состоит из трех отдельных Личностей, разделяющих одну сущность. Единственная Личность выполняет различные роли, в которых носит титулы Отца, Сына и Святого Духа. Когда монотеистичный Бог действует как Творец, Он выполняет роль Отца. Совершив искупительную жертву, чтобы дать человеку возможность спастись, Он выступал как Сын. И, наконец, работая над изменением искупленного человечества, Он выступает как Святой Дух.

Феофил Антиохийский, христианский проповедник второго века, общепризнанно считается (согласно известным фактам) первым человеком, использовавшим слово «Троица» для разъяснения библейского учения о Боге (The Letter of Theophilus to Autolycus in Rev. Alexander Roberts, D.D., and James Donaldson, LL.D, Ante-Nicene Fathers: The Writings of the Fathers down to A.D. 325 (Edinburgh; n.p., 1884), Book 2, Chapter 18). Отсутствие более ранних документальных свидетельств использования слова «Троица» приводит многих пятидеястников-единственников к мысли, что «жадные до власти епископы» в ранний согласительный период христианства придумали это учение, чтобы сохранить греко-римские традиции (Timothy Crews, Spiritual Roots, 2nd edition, p. 10). Они утверждают, что на Никейском Соборе это учение было развито еще больше, чтобы приспособиться к богословским и политическим притязаниям императора Константина (там же, p. 11).

В этом вероучении налицо три заблуждения: (1) неверное понимание того, на каком основании достигалось согласие; (2) непонимание истоков модализма и (3) непонимание библейского учения о Троице. Правильное понимание всех трех положений жизненно необходимо для точного христианского богословия.

ЗАЯВЛЕНИЕ О СОГЛАСИИ. Многие христиане ошибочно полагают, что решения семи Вселенских Соборов ранней Церкви были необходимы для создания новых учений. Между тем, Соборы лишь проясняли consensus fidelum (согласие верных или «мнение Церкви») и защищали его от нападок еретиков. Например, Никейский Собор (325 г. н. э.) не «решал», что Иисус Христос единосущен Отцу. Точно так же, Константинопольский Собор (381 г. н. э.) не «решал», что Святой Дух также является Богом. Напротив, эти Соборы, в ответ на ереси, досаждавшие Церкви в то время, прояснили библейское учение для верных при помощи документов, которые излагали библейские учения простым и понятным для Церкви языком. Так, Никейский Символ Веры был записан на Никейском Соборе с целью ясно изложить основные положения христианства (включая догмат о том, что Иисус Христос - самостоятельная Личность, единосущная Отцу).

МОДАЛИЗМ. Учение о Боге, которое проповедуют пятидесятники-единственники, восходит своими корнями не к Библии, а к еретическому учению модалистов, которое отстаивал в III столетии нашей эры Савеллий (хотя первым его начал проповедовать еще в 190 году Феодот Византийский). Савеллий учил, что монотеистичный Бог (именуемый монадой), постепенно раскрывает себя через три разных проявления. Знаменательно, что за свои еретические взгляды Савеллий был отлучен от Церкви. Учение пятидесятников-единственников о том, что Бог «проявил» Себя в роли Отца, Сына и Святого Духа, проистекает непосредственно от Савеллия, который, формулируя свои взгляды, даже использовал термин «проявление» (Gene Frost, The «Oneness» Doctrine of Pentecostalism Nelson, B.C.: MacGregor Ministries, 1974, pp. 21-22).

БИБЛЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ. Один проповедник единственников писал: «Говорить, что Бог существует в трех лицах, и пытаться найти подтверждение этому в Писании - напрасный труд. В Библии нет буквально ничего, что подтверждало бы существование Бога в трех лицах» (Thomas Weisser, Three Persons from the Bible? or Babylon (1983), p. 2). Напротив, несколько стихов, приведенных ниже, ясно показывают, что понятие Троицы можно найти в Библии. Пятидесятники-единственники правы в том, что они указывают на монотеистичность библейского Бога. Но, поскольку Библия учит, что есть Личность, именуемая Богом Отцом, Личность, именуемая Богом Сыном, и Личность, именуемая Богом Святым Духом, совершенно очевидно, что, согласно Библии, внутри сущности одного Бога существуют три отдельные и самостоятельные Личности.

КРЕЩЕНИЕ ВО ИМЯ ОДНОГО ИИСУСА ХРИСТА: Как уже говорилось выше, движение пятидесятников-единственников началось с того, что Р. Е. Мак-Алистер крестил вышедших на призыв к покаянию во имя одного Иисуса. Современные пятидесятники-единственники продолжают делать так же, поскольку, как и Мак-Алистер, считают, что сказанное в Деяниях 2:38 было осуществлением обетования в Матфея 28:19. Дэвид К. Бернард утверждает: «[Матфея 28:19] учит, что за титулами Отец, Сын и Святой Дух стоит одно имя и, следовательно, одна сущность... Церковь правильно выполнила указания Иисуса, данные в Матфея 28:19, когда апостолы использовали имя Иисуса для водного крещения» (Bernard, http://ourworld.compuserve.com/homep...l/One-Ch6.htm). ОПЦ развивает эту мысль: «Слово «имя» используется здесь в единственном числе, и это ключевой момент заповеди о крещении. Титулы Отец, Сын и Святой Дух описывают взаимоотношения Бога с человечеством и не являются величайшим именем, которое есть Иисус» (Why We Baptize in Jesus' Name, http://www.upci.org/tracts/doctrine.htm). Иными словами, апостолы крестили во имя одного Иисуса и, таким образом, в точности выполнили указания Господа. Более того, пятидесятники-единственники утверждают, что христиане должны креститься исключительно во имя Иисуса, если хотят спастись (The Apostles' Doctrine, http://www.upci.org/tracts/doctrine.htm). Понимание формулы крещения и совершение крещения имеют, таким образом, огромное значение для духовного состояния пятидесятников-единственников.

Формула крещения единственников - пример вопиюще грубого выдергивания отдельных высказываний из контекста Священного Писания. Например, внимательное изучение Матфея 28:19 показывает полную несостоятельность изложенного выше толкования на Матфея 28:19. В 18-м стихе Господь утверждает, что вся власть была дана Ему Отцом, - это утверждение бессмысленно и тянет на шизофрению, если Отец и Сын действительно одна личность. Таким образом, в 18-м стихе Господь заявляет о данной Ему власти, а в 19-м стихе Он этой властью велит апостолам идти и крестить (Mark McNeil, An Evaluation of the Oneness Pentecostal Movement, p. 8). Это понимание находит подтверждение в Деяниях 10:48, где подобным же образом указывается на власть, которой совершается крещение.

Представление единственников о том, что спасение зависит от крещения во имя Иисуса, точно так же опровергается Священным Писанием. Пятидесятники-единственники указывают на Деяния 4:12 как на свидетельство того, что спасение приходит именно через такую формулу крещения. Если спасение приходит только через крещение в священное имя Бога, и если Сын является простым проявлением Бога-Отца, то крещение следовало бы совершать во имя Элохима или Иеговы. Поскольку сами единственники не согласятся с таким пониманием, необходимость крещения во имя одного Иисуса можно легко опровергнута при помощи их же собственной логики.

ДАР ГОВОРЕНИЯ НА ЯЗЫКАХ: Многие пятидесятники-единственники полагают, что для спасения христиане должны получить дар говорения на языках или глоссолалии. Необходимо отметить, что сторонники этой позиции не считают сам по себе дар глоссолалии спасительным; однако каждый человек, который принял Святого Духа и спасение, обязательно получит и проявит дар языков. Дэвид К. Бернард поясняет:

Сами по себе языки не спасают. Тем не менее, связь между крещением Духом и языками подобна связи между верой и делами. Мы спасаемся верой, а не делами, но дела всегда сопровождают истинную веру. Подобным же образом, языки не могут спасти нас, но крещение Духом производит этот дар, как первый признак... Крещение Духом без языков - небиблейское понятие; в Библии эта возможность даже не обсуждается. Когда человек принимает крещение Святым Духом, всегда следует ожидать говорения на языках.

Мы не ставим перед собой задачу защищать или критиковать глоссолалию. Однако нельзя не отметить, что вера пятидесятников-единственников в языки как необходимое свидетельство обладания Святым Духом (а не свидетельство полноты Духа, как верят некоторые пятидесятники) не находит подтверждения в Библии. Единственники заблуждаются, полагая, что явление, имевшее место несколько раз, должно происходить ...

Полный вариант статьи Вы можете найти здесь:
Центр Апологетических Исследований ·

 

ПЯТИДЕСЯТНИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

 

О петербургской церкви ЕХБ написано немало – есть книги, статьи, воспоминания. Значительно меньше известна история пятидесятничества в нашем городе. Особую таинственность добавляет то обстоятельство, что пятидесятники долгое время считались «изуверской сектой» и не имели легальных молитвенных домов. Соблюдая конспирацию, меняя адреса собраний, они встречались на квартирах друг у друга или за городом в безлюдных местах. Здесь они молились «на иных языках», слушали рассказы о чудесах и таинственные пророчества, распространявшиеся потом по церквям в виде слухов. Сюда устремлялась верующая молодежь, привлеченная мистикой и возможностью принять крещение, к которому ее (по негласному велению властей) не допускали в молитвенном доме ЕХБ.

В России пятидесятническое учение стало известно в 1911 г. через проповедь американского миссионера Андрея Уршана. Среди первых новообращенных были служители русской общины евангельских христиан г. Гельсингфорс (Финляндия) Николай Петрович Смородин и Александр Иванович Иванов. В 1913 г. они создали отдельную группу «христиан Пятидесятницы».

Вскоре Смородин, рукоположенный Уршаном в пресвитеры, переехал в Петербург, куда позднее перебрался и Иванов. Вместе они активно занялись распространением пятидесятнического учения. Их последователями становились, главным образом, выходцы из русских сект и протестантских течений (евангельских христиан, молокан, трезвенников и др.). В том же 1913 г. в столице Российской империи начались регулярные собрания пятидесятников. Их посещали 70–80 человек.

По фамилии руководителя Н.П. Смородина сторонников этого течения стали называть смородинцами, или единственниками (самоназвание – евангельские христиане в духе апостолов). В 1921 г. эта община насчитывала около 50 членов и даже имела свой филиал в Гдовском уезде (Псковская обл.). Но в 30-е годы ее, как и многие другие церкви, постигла трагическая участь: собрания были запрещены, а служители репрессированы.

Один из них – проповедник Карл Иванович Корьюс был арестован 9 декабря 1937 г. Первоначальное обвинение (участие в «фашистской организации сектантов») вскоре переквалифицировали на шпионаж в пользу Польши. 27 января 1938 г. 35-летний К.И. Корьюс был расстрелян. У него остались жена Анна и 5 малолетних детей.

В годы Великой Отечественной войны советская религиозная политика несколько смягчилась. Стали открываться молитвенные дома, регистрироваться общины. В Москве состоялся съезд евангельских христиан и баптистов, объединившихся в один Союз. В церковь ЕХБ разрешалось войти и пятидесятникам,но только на условиях Августовского соглашения (отказ от публичного моления «на языках», обряда омовения ног и пропаганды в общинах ЕХБ своего вероучения).

В Ленинграде часть пятидесятников присоединилась к церкви ЕХБ, имевшей молитвенный дом на Охте. Другие, формально не вступая в общину, посещали богослужения; третьи сохраняли полную обособленность. Но независимо от своего отношения к баптистам, пятидесятники стремились к общению между собой. Нелегальные собрания в Тосно в Ленинградской области посещали 35–40 человек. В конце 40-х годов появилась группа молодых пятидесятников, бывавших по воскресеньям в доме молитвы на Охте, а в будние дни собиравшихся у верующей церкви ЕХБ Валентины Розовой.

Другая группа объединилась в 1947 – начале 1948 г. вокруг пресвитера Ивана Акимовича Боровкова. В независимой Эстонии он служил проповедником и книгоношей, а теперь жил в Печорской районе Псковской области, время от времени наведываясь в Ленинград. Из пятидесятнических лидеров он лично знал Н.П. Смородина, хотя сам, видимо, принадлежал к воронаевскому направлению.

Вскоре к группе присоединился 37-летний рабочий Антон Иванович Моренков. Еще в молодости (с 1928 г.) он посещал молитвенные собрания евангельских христиан, а после войны стал ходить в церковь ЕХБ на Охте. В 1947 г. он попросил пресвитера А.С. Чижова о крещении, но получил отказ, несмотря на пройденное испытание (очевидно, это было связано не столько с «неготовностью» Моренкова, сколько с требованиями властей ограничить крещения людей активного возраста). Неудача настолько выбила Антона из колеи, что он перестал ходить на собрания.

Но однажды, в конце лета 1947 г., пятидесятница, которую Антон знал по молитвенному дому, пригласила его на встречу с приезжим братом. Им оказался Иван Акимович, с которым Моренков познакомился еще в 1944 г., когда его военная часть стояла в Печорском районе. Тогда они успели коротко поговорить и помолиться вместе. Антон оставил Боровкову свой адрес, но тот не стал писать (видимо, опасаясь довериться малознакомому человеку).

Теперь же Боровков сообщил, что приехал в Ленинград по Божьему повелению: сделать Антона благовестником. Через несколько дней состоялось посвящение. Еще не будучи полноправным членом церкви, Моренков начал активное служение, а в апреле 1948 г. крестился, для чего специально ездил к пресвитеру в Псковскую область.

С этого времени Антон стал ближайшим помощником Боровкова, а в его отсутствие – фактическим главой общины. Он проводил собрания, проповедовал, благовествовал, посещал верующих в Ленинградской области и даже в соседних областях, совершал крещения и хлебопреломления. К ноябрю 1950 г. община насчитывала более 60 человек, причем около половины было крещено лично Моренковым. Нелегальные крещения совершались обычно по ночам – на речке Каменке в Ленинграде, в Новолисино и Саблино Тосненского района.

Для меня загадка, как они умудрились за два года привлечь 30 новообращенных – в условиях жесткой конспирации, в городе, где раскручивалось Ленинградское дело и любое неосторожное слово могло стоить головы… Даже в наше спокойное время редкая община имеет такой стремительный рост.

Летом 1950 г. Моренков с помощниками дважды выезжал в Лычковский район Новгородской области, где жили родители одной из прихожанок. Он провел нелегальные собрания в деревне Накладец, селах Муры и Мирохны, а во время своего второго приезда крестил около 15 человек. Таким образом, ленинградская община пятидесятников не только сама росла численно, но и создавала новые самостоятельные группы. Известно, что в Лычковском районе некие «группы сектантов» (видимо, пятидесятники, крещеные Моренковым) сохранились по меньшей мере до конца 50-х годов.

Ленинградские пятидесятники тайно собирались в Коломягах, где жил Моренков, в комнате Анны Корьюс (вдовы репрессированного служителя) на улице Петра Лаврова, у сестер Егоровых на улице Красной Конницы и по другим адресам, а также в поселке Новолисино Тосненского района у М.Ф. Четокина. Верующие встречались группами от 4–5 до 15–20 человек. Собрания посещали не только люди пожилого и среднего возраста, но и около 20 юношей и девушек. Пятидесятники читали Библию, слушали проповеди наставников, молились «на иных языках».

В общине были женщины, считавшиеся пророчицами – Мария Николаева, Александра Алексеева, Вера Котова. Уставшие от тяжелой жизни, лишений, постоянного страха преследований, люди хотели верить, что их страдания скоро закончатся, что Иисус Христос придет к концу тридцать третьего года безбожной власти «антихриста» (впоследствии это было истолковано чекистами как антисоветская пропаганда).

Сам Моренков, похоже, искренне верил в свои слова, когда, указывая на рубашку, говорил, что она не успеет износиться до пришествия Христа. Он призывал верующих не только самим готовиться к этому событию, но и «сеять слово Божье, чтобы приблизить к Господу народ и больше спасти народа и душ человеческих». Осенью 1950 г. в Ленинград на постоянное жительство приехал Боровков с планами еще более активного служения.

Но ожидаемая дата второго пришествия не принесла избавления. Практически она совпала с началом репрессий. 18 ноября 1950 г. И.А. Боровков и А.И. Моренков были арестованы. У Моренкова на свободе остались жена Степанида и 5 детей в возрасте от 2 до 17 лет.

Аресты продолжились в январе–феврале 1951 г. Оба служителя, а также активисты общины – работница поликлиники А.А. Алексеева, домохозяйка А.Л. Суханова, уборщица М.И. Гаврилова, плотник М.Ф. Четокин, кассирша Т.И. Иванова и слесарь В.Д. Иванов были признаны виновными не только в религиозной, но и в политической деятельности (клевета на советский строй, агитация против советской власти и т. д.).

Проповедник Василий Иванов обвинялся также в пособничестве оккупантам, хотя в действительности он добровольно ушел в партизанский отряд, служил связным штаба и участвовал в боевых операциях. Постановлением Особого совещания при Министре Государственной Безопасности от 23 июня 1951 г. все арестованные были осуждены на сроки от 5 до 10 лет исправительно-трудовых лагерей.

Но пятидесятническое подполье в Ленинграде снова активизировалось в годы «оттепели». В 1955 г. осужденные пятидесятники, кроме Боровкова и Моренкова, были досрочно освобождены, а обвинение их в антисоветской деятельности признано необоснованным. Судьба А.И. Моренкова остается неизвестной, а И.А. Боровков и В.Д. Иванов продолжили активное служение среди ленинградских пятидесятников. В 1958 г. община насчитывала 150–200 чел. Верующие собирались на подпольные богослужения в Ленинграде, а также в Саблине и Тосно Ленинградской области.

Кроме того, в городе оставалось немало пятидесятников-смородинцев. В 1957 г. около 110 верующих во главе с пресвитером П.К. Шатровым предприняли попытку зарегистрировать самостоятельную общину, но, получив отказ, присоединились (по крайней мере, формально) к ленинградской церкви ЕХБ.

Только в 70-е годы власти разрешили пятидесятникам регистрировать свои общины автономно, без присоединения к Союзу ЕХБ. В это время в Ленинграде и Ленинградской области действовало по меньшей мере 5 пятидесятнических общин. В 1975 г. их общая численность составляла 400–450 чел. Даже те пятидесятники, что формально входили в общину ЕХБ, проводили по домам и квартирам отдельные собрания, куда – к недовольству церковного руководства – привлекали и баптистов.

В сентябре 1978 г. автономную регистрацию получили 2 общины ленинградских пятидесятников. Евангельских христиан в духе апостолов насчитывалось около 150 человек (руководитель Д.Л. Шатров). В начале 1980 г. по разрешению Ленгорисполкома верующие приобрели частный дом в поселке Парголово. Уже в апреле того же года они впервые отмечали Пасху в новом молитвенном доме (присутствовало около 100 человек).

Вторая зарегистрированная община возникла путем объединения двух пятидесятнических групп воронаевского направления, руководимых электромонтером Г.Ф. Ноготовым и пенсионером И.К. Безобразовым. Новообразованная община, возглавленная Ноготовым, насчитывала около 180 человек. Верующие получили для переоборудования в дом молитвы небольшой жилой дом в поселке Рыбацкий, где собираются до сих пор.

Однако не все пятидесятники согласились выйти из подполья. Они опасались вмешательства властей в дела общины, либо считали регистрацию греховным делом. Даже в зарегистрированных общинах по этому вопросу не было полного единства. Например, в общине Г.Ф. Ноготова группа верующих не согласилась на регистрацию и стала собираться отдельно.

На нелегальном положении осталась община в Гатчине, руководимая А.А. Сюгияйненом и состоявшая по преимуществу из финнов (60–70 человек). «В подавляющем большинстве это пожилые люди, вдовы и одинокие женщины, у которых не сложилась жизнь». Спросить, откуда цитата В условиях строгой конспирации действовала община, возглавляемая братьями Сергеем и Андреем Ковалевыми. Верующие (50–60 человек) собирались в лесу за городом, а также проводили собрания небольшими группами в Ленинграде, Колпино и поселке Володарский. По мнению ленинградского уполномоченного по культам Г.Е. Жаринова, эта община отличалась «жесточайшими порядками» (строгий изоляционизм, запрет общаться даже с единоверцами из других групп). Впоследствии она примкнула к объединению незарегистрированных церквей ХВЕ.

В конце 80-х годов, едва ослабло давление режима, пятидесятники окончательно отделились от церкви ЕХБ, создав собственные союзы. В настоящее время в Санкт-Петербурге существует целый ряд пятидесятнических общин разных направлений.

Татьяна НИКОЛЬСКАЯ


Картина дня

наверх